КПРФ Новости Аналитика. Комментарии. НЕИЗВЕСТНАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2014-11-07 НЕИЗВЕСТНАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ


НЕИЗВЕСТНАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ1Одно из расхожих обвинений в адрес Великой Октябрьской социалистической революции и её творцов состоит в том, что революция открыла путь к гражданской войне, продолжавшейся с 1918 по 1922 гг. Источник этих обвинений – в том числе и в советской историографии, которая, начиная с времен Хрущева, использовала термин «годы Гражданской войны и интервенции». Однако исторические факты неопровержимо доказывают: гражданская война в России окончилась в середине 1918 г. Последующие военные действия - это Отечественная война народа, руководимого большевиками, против иностранных интервентов и их пособников, завершившаяся их полным разгромом и восстановлением единства страны.

Первые несколько месяцев после Октябрьского переворота в Петрограде и Москве не зря названы триумфальным шествием Советской власти. Из 84 губернских и других крупных городов только в 15 она установилась в результате вооруженной борьбы. «В конце ноября во всех городах Поволжья, Урала и Сибири власти Временного правительства уже не существовало; она перешла почти без всякого сопротивления в руки большевиков, всюду образовались Советы», – свидетельствует И.Г. Акулинин в своих воспоминаниях «Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками 1917–1920».

Лишь в нескольких регионах бывшей империи образовались небольшие «очаги белой борьбы». Боевые действия развернулись главным образом вдоль железных дорог, почему и получили название «эшелонной войны». Велись они немногочисленными отрядами от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Заметим, поскольку сейчас это тоже стало малоизвестным фактом, у советского правительства в то время регулярной армии не было. Огромная старая армия демобилизовывалась, а Декрет об образовании РККА был издан только в конце января 1918 года, причем новая армия формировалась на добровольных (!) началах. Тем не менее красногвардейские отряды разбили белых по всем направлениям. Ленин в марте 1918-го имел все основания писать: «Мы в несколько недель, свергнув буржуазию, победили ее открытое сопротивление в гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны». «В этот период, – свидетельствует неофициальный посланник правительства Великобритании в Советской России Локкарт, – С.-Петербург жил странной жизнью. Большевикам еще не удалось установить железную дисциплину, характерную для их режима сегодня. По существу говоря, они почти не пытались сделать это. Террора не было, и население не слишком боялось своих новых хозяев. Продолжали выходить антибольшевистские газеты, осыпавшие руганью политику большевиков. Были открыты рестораны и кабаре; последние, во всяком случае, были всегда переполнены».

 

Как же Советская Россия вдруг оказалась в кольце фронтов? А вот как: в период с февраля по июль 1918 года с разных сторон на ее территорию вступило более 1 миллиона иностранных солдат – оккупантов! Агрессоры начали самую настоящую захватническую войну.

На Русском Севере с лета 1918 до осени 1919 года воевали англичане, американцы, канадцы, французы, итальянцы, сербы численностью около 24 тысяч человек – на конец 1918 года. От Финляндии и Прибалтики через Белоруссию, Украину, вплоть до Ростова-на-Дону, с февраля по ноябрь 1918 года боевые действия вели немцы и австро-венгры (вторглось около 1 млн. чел., выполняли задачи оккупации порядка 500 тыс. чел.). Сразу после их ухода и до конца весны 1919 года на Украине и в Крыму войну продолжили французские и греческие войска численностью около 40 тысяч человек. Молдавию в феврале 1918 года захватили румынские войска. Грузию, Армению и Азербайджан оккупировали с зимы до осени 1918 года немцы и турки численностью более 30 тысяч человек, затем – до июля 1920 года – их сменили английские войска примерно такой же численности. Англо-индийский отряд вторгся летом 1918 года и в Среднюю Азию, провоевав там до весны 1919 года. Крупные города Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока захватил летом 1918 года 30-тысячный чехословацкий легион, входивший в состав французской армии. Его так называемый мятеж был запланирован Верховным военным советом Антанты в утвержденной 2 мая 1918 года в Версале «Коллективной ноте № 25». На Дальнем Востоке и в Сибири с лета 1918 до конца 1919 года также вели активные боевые действия японцы, американцы, англичане, французы, итальянцы, даже поляки, румыны и сербы. Всего более 150 тысяч человек на конец 1918 года. Японские войска ушли из Владивостока лишь в конце 1922 года.

За период с 1918 по 1920 год только британский Королевский военно-морской флот использовал для проведения морских операций против Советской России 238 кораблей и судов всех типов – от сверхдредноутов до торпедных катеров и от авианосцев до подводных лодок! Один из примеров «работы» британского флота приводит С.Н. Шидловский в «Записках белого офицера»: «Около 20 апреля 1919 года (точного числа не помню)... стреляли англичане по Владиславовке залпами с дредноута «Emperor of India» из 16-дюймовых орудий; впечатление было страшное, попадавшие снаряды подымали в воздух целые углы хат с окнами, которые в воздухе рассыпались».

Именно иностранные государства прямым военным вмешательством уничтожили на большей части территории России признанную народом Советскую власть, надломив тем самым естественный ход российской истории. На оккупированных территориях чужеземцы насаждали авторитарные военные режимы, осуществляли политические репрессии, беззастенчиво грабили. Поставив правительство большевиков в условия полной блокады, заставили его проводить строительство нового общества по жесткой схеме «военного коммунизма».

Началась совсем другая война, к которой в гораздо большей степени подходит термин «Отечественная»! С кем воевали сибирские мужики, украинские крестьяне?.. Друг с другом? Нет, первые – в основном с чехословаками, японцами, американцами, британцами и т.д., а вторые в 1918 году – с немцами, австрийцами, венграми, в 1919-м – с французами, греками, румынами, в 1920-м – с поляками.

Мало популяризованы у нас события так называемой эвакуации чехословацких легионеров с востока России зимой 1919–1920 годов: «Захватив русские вагоны, чехи безжалостно выкидывали из них русских людей, …благодаря чешскому хозяйничанью на дороге артельщики не могли развозить денег, …прервалось сообщение с фронтом, были отняты все транспортные средства у русских военных частей…; распродажа привозимого в чешских эшелонах имущества в Харбине достаточно ярко рисует, каким интересам отдавалось предпочтение, когда отнимались паровозы от поездов с ранеными, больными, женщинами и детьми». Об этих и о многих других «делах» вооруженных иностранцев в России пишет управляющий делами колчаковского правительства Г.К. Гинс в своих объемистых воспоминаниях «Сибирь, союзники и Колчак». Не пора ли призвать потомков легионеров к покаянию?

В 1919–1920 годах с Советской Россией в числе многих прочих воевали и польские войска, оснащенные Францией, Англией и США. Они топтали своими сапогами Киев, Минск, Вильно… 12-тысячная польская дивизия в составе войск оккупантов убивала русских даже в Сибири! Не надо ли польским официальным лицам, постоянно вспоминающим Катынь, покаяться за эти злодеяния?

А можно ли считать русской армией по преимуществу принудительно мобилизованные и экипированные за иностранный счет войска Колчака, Миллера, Юденича, Деникина? Тыл Колчака обеспечивала весь 1919 год почти 200-тысячная иностранная армия, состоявшая из японцев, чехословаков, американцев, поляков, англичан, канадцев, австралийцев, французов, итальянцев, сербов, румын! Она контролировала Транссибирскую железную дорогу и воевала со 100-тысячной армией красных партизан. На Кольском полуострове и Северной Двине воевали не столько принудительно мобилизованные русские Северной армии генерала Миллера, сколько английские волонтеры генерала Айронсайда со своими кораблями, самолетами, бронепоездами и танками, а также помогавшие им американцы, французы и прочие. Небольшая армия Юденича была сформирована и экипирована стараниями английских генералов Гофа и Марша. Вместе с ней на красный Петроград наступала оснащенная теми же англичанами эстонская армия, а с моря на Балтике их поддерживал английский флот. На юге России при армии Деникина с Советской Россией воевала двухтысячная британская военная миссия – штабисты, инструкторы, летчики, танкисты, артиллеристы. За количество вложенных технических, людских и финансовых средств военный министр Великобритании Черчилль называл деникинскую армию «моя армия». «Было бы ошибочно думать, – писал он в книге «Мировой кризис», – что в течение всего этого года (1919-го. – Б.С.) мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело»!

Так что же это была за война? Гражданская или Отечественная?

И не случайно патриотическая часть русского офицерства, не во всём разделяя идеи большевиков, пошла всё-таки за ними и за своим народом. Поразительный факт: в Красной Армии было 72 тысячи бывших царских офицеров - больше, чем в белой. Генштаб, например, вступил в Красную Армию почти в полном составе. Достаточно назвать имена генералов – легендарного А.А. Брусилова, М.Д. Бонч-Бруевича, С.С. Каменева, П.П. Лебедева, В.М. Альтфатера, А.А. фон Таубе (попал в плен и погиб в колчаковских застенках, но не предал трудовой народ), В.А. Ольдерогге, Д.П. Парского и других, а всего в Красной Армии их было 185 – 44% от генералитета Российской империи.

Обращаться к глубинному содержанию событий, начало которым было положено в феврале 1918 года, нас заставляет ситуация в современной России. Положим рядом (или откроем в интернете) карты Российской империи, Советской России в кольце фронтов 1918–1919 годов, СССР и РФ. Достаточно взглянуть на эти четыре карты, чтобы грустно призадуматься: ситуация-то повторяется. Прибалтика вновь отделена от России, входит в агрессивный военный блок НАТО, немецкие, английские и американские самолеты и корабли бороздят балтийское пространство. Бандеровцы, захватившие власть на Украине, стремятся в НАТО. Руководство Польши опять, занимая недружественную России позицию, принимает у себя американских ракетчиков, как в 1920 году принимало американских летчиков. США и их союзники прощупывают Среднюю Азию. Имеется свежий опыт Югославии и Ливии, которые, в отличие от Советской России, западным державам в несколько приемов удалось разрушить как суверенные государства.

18 января 1918 года немецкий журнал Deutsche Politik писал: «Суверенитет Финляндии означает нечто большее, чем новое государство, входящее в систему государств на севере Европы. Он означает начало расчленения России. Финляндия окажет большое влияние на другие Прибалтийские страны, на Украину и далее, возможно, на Кавказ». Что ж, можно лишь с грустью констатировать, что все самые смелые прогнозы немецкой политики 96-летней давности стали реальностью. Особенно, глядя на происходящее на Украине.

Не осознав схожести процессов и не сделав соответствующих выводов, в условиях экономической нестабильности, ослабления государства и армии нынешняя Россия не застрахована от нового вторжения! А кто-то будет подобно Бунину в «Окаянных днях» радостно ожидать встречи с оккупантами.

Так давайте же низко поклонимся тем многочисленным, но незаслуженно забытым героям неизвестной Отечественной войны 1918–1922 годов, и будем чаще их вспоминать!

Борис СОКОЛОВ

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 609 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16707648




Введите Ваш E-mail: