КПРФ

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2010-11-10 ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ СОЗДАВАЛИ КОЛХОЗЫ?


В. Русинова,
Кандидат экономических наук

Вопрос этот далеко не праздный. Ведь если верить нынешним обличите­лям «тоталитаризма», никаких разум­ных причин для подобных действий не существовало в принципе, и объясня­лись они исключительно злокозненно­стью Сталина и его ближайших сорат­ников: устроить голодомор ради иско­ренения кулака и частнособственнических инстинктов.

В подкрепление своей «концепции» сторонники подобных взглядов любят ссылаться на благословенное дорево­люционное время, когда никаких колхо­зов не было и в помине, а при этом Рос­сия к 1913 году собирала пшеницы больше, чем США, Канада, Аргентина вместе взятые, и кормила хлебом чуть ли не полмира. Итак, первый тезис - «Россия, которую мы потеряли» соби­рала очень богатые урожаи. Увы, бах­валиться особо нечем: в России в 1913 году было собрано 30,3 пуда зерна на душу населения, в США - 64,3 пуда, в Аргентине - 87,4 пуда, в Канаде - 121 пуд. Таким образом, по сбору зерна на душу населения Соединённые Штаты опережали царскую Россию в два, Ар­гентина - в три, а Канада - в четыре раза.

Следующий тезис - дореволюцион­ная Россия якобы кормила своим хле­бом если не полмира, то уж по крайней мере пол-Европы.

Итак, на радость поклонников Столыпина, «Россия», которую мы потеряли, действительно являлась крупнейшим экспортером хлеба. Триумф несколько омрачает то обстоятельство, что это звание она делила с насчиты­вавшей в 21,4 раза меньше населения Аргентиной. Разумеется, о том, чтобы кормить «полмира», не могло быть и речи - хотя бы потому, что свыше 98% импортируемого Россией хлеба шло в Европу. Однако и «пол-Европы» накор­мить тоже не получалось: российский экспорт удовлетворял всего лишь при­мерно 1/16 потребностей Европы. Неуди­вительно, что когда после начала ми­ровой войны вывоз русского хлеба прекратился, выяснилось, что Европа вполне может без него обойтись.

Но может быть, сам факт вывоза хле­ба из России свидетельствует о том, что в стране было изобилие продоволь­ствия? Откроем такой авторитетный дореволюционный источник, как «Но­вый энциклопедический словарь» Брок­гауза и Эфрона. Что же мы там обнару­живаем? Статью «Голод", а в ней - об­ширный раздел "Голод в России»:

«В 1872 году разразился первый са­марский голод, поразивший именно ту губернию, которая до того времени считалась богатейшей житницей Рос­сии. И после голода 1891 года, охва­тывающего громадный район в 29 гу­берний, нижнее Поволжье постоянно страдает от голода...

В XX веке голод 1901 года в 17 гу­берниях центра, юга и востока, голо­довка 1905 года (22 губернии, в том числе четыре нечернозёмных, Псков­ская, Новгородская, Витебская, Кост­ромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911 годов».

Как мы видим, в дореволюционной русской деревне голод был отнюдь не редким гостем. Чем же объяснялось по­добное состояние сельского хозяй­ства? Вернемся к первоис­точнику.

«Наряду с низкой уро­жайностью, одной из эко­номических предпосы­лок наших голодовок яв­ляется недостаточная обеспеченность кресть­ян землёй. В чернозём­ной России 68% населе­ния не получают с на­дельных земель доста­точно хлеба для продо­вольствия даже в уро­жайные годы и вынуж­дены добывать продо­вольственные средства арендой зе­мель и по­сторонними заработка­ми». О том, чем оборачивался вывоз хлеба для российского  крестьянства, писал в 1880 году известный агроном и пуб­лицист Алек­сандр Николае­вич Энгельгардт:

«Когда в про­шедшем году все лико­вали, радовались, что за границей не­урожай, что требование на хлеб боль­шое, что цены растут, что вывоз увели­чивается, одни мужики не радовались, косо смотрели и на отправку хлеба к нем­цам, и на то, что массы лучшего хлеба пережигаются на вино. Ну, конечно, му­жик никакого понятия ни о кредитном рубле не имеет, ни о косвенных налогах. Мужик не понимает, что хлеб нужно про­давать немцу для того, чтобы получить деньги, а деньги нужны для того, чтобы платить проценты по долгам.

Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, кото­рые не станут есть всякую дрянь. Луч­шую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен - вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худ­ший хлеб, он еще недоедает.

Имеют ли дети русского земле­дельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем те­лята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят. А мы хотим кон­курировать с американцами, когда на­шим детям нет белого хлеба даже в соску?"

Энгельгардту вторил другой рус­ский публицист, убеждённый монархист, один из инициаторов создания монар­хической организации «Всероссийс­кий национальный союз» Михаил Оси­пович Меньшиков:

«Перестаньте, господа, обманы­вать себя и хитрить с действительно­стью! Неужели такие чисто зоологические обстоя­тельства, как недостаток питания, одежды, топлива и элемента той культуры, у русского простонаро­дья ничего не зна­чат? Неужели ниче­го не значит наша постыдная, нигде в мире не встречае­мая детская смер­тность, при кото­рой   огромное большинство жи­вой народной мас­сы не доживает до трети человечес­кого века?..»

Каким же обра­зом удавалось вы­качивать продо­вольствие из недо­едающей страны? Основными поставщиками товарного хлеба являлись круп­ные помещичьи и кулацкие хозяйства, державшиеся за счёт дешёвого наём­ного труда малоземельных крестьян, вынужденных за гроши наниматься в работники.

Что же касается основной массы кре­стьян, то они были вынуждены прода­вать хлеб, которого им самим не хвата­ло, для уплаты налогов и сборов. Таких крестьян было подавляющее большин­ство, а в цифрах - примерно 100 мил­лионов. Что с них взять? Даже если чуть-чуть взять, но с каждого, получится очень много. Тогдашнему правящему классу (один процент от всего населе­ния страны) хватало. Такое положение с сельским трудом и налогами полнос­тью устраивало верхушку. Так было все­гда. Поэтому быт русского крестьянина начала XIX века мало отличался от жиз­ни средневековых смердов Московско­го княжества.

Теперь понятно, почему крестьяне пошли за большевиками? И зачем большевики создавали колхозы?

.
Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 206 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16745543




Введите Ваш E-mail: