PDF Печать E-mail

2016-04-20  ЗАБЫТЫЙ ГОРОД-ГЕРОЙ


 

Случилось так, что мне пришлось лечь в госпиталь. Моим соседом по палате оказался 92-летний ветеран войны Павел Петрович Демичев. Вечером после всех процедур мы смотрели по телевизору трансляцию торжеств по случаю 70-летнего юбилея победы под Сталинградом.
– Конечно, Сталинградская битва сыграла огромную роль в переломе войны, – неожиданно подал фронтовик. – Но и Воронеж, и битва за него стоят того, чтобы присвоить ему звание города-героя.

Воронежское сражение

Преграда на пути

– Ну, посуди сам, Иван Антоныч, – продолжал Демичев, – по продолжительности и кровопролитности сражения, по числу задействованных немецких войск, по темпам наступления Воронеж превосходит Сталинград. Кроме того, он оттянул от Сталинграда значительную часть немецких войск. Битва за Воронеж началась на две недели раньше, чем Сталинградская. На него наступали 4-я танковая армия Гота, моторизованная дивизия СС «Великая Германия», 2-я армия фон Вейхса и 6-я полевая армия Паулюса (потом она повернула на Сталинград), 2-я венгерская, 8-я итальянская и 4-я авиационная армии, авиакорпус, зенитная дивизия, румынские части. И вся эта армада должна была с ходу захватить Воронеж, отрезав его от Москвы и Сталинграда. После этого немцам открывался прямой путь на Кавказ, к заветной нефти, которая у них была на исходе. Захватить Воронеж фельдмаршалу с ходу не удалось.

За два дня ожесточенных боев гитлеровцам удалось прорваться к центру города. Но напрасно фон Вейхс радировал Гитлеру: «Фюрер, Воронеж в наших руках!» – занята была только правая часть города, и то не вся.

Город-фронт спас Сталинград

Павел Петрович, непосредственный участник тех событий, оказался тысячу раз прав.

– Ты сам посуди, какими силами нам пришлось тогда отбиваться, – продолжал он, близоруко щуря глаза. – Ополченцы, несколько батальонов НКВД, наша 232-я стрелковая дивизия, еще недоукомплектованная, да сводный коммунистический батальон. Основные силы наших войск приказом командующего фронтом были перед этим отведены за Дон. Кто же знал, что немец двинет на нас всю свою мощь?!

Неожиданное сопротивление русских (за один только день боев гитлеровцы потеряли 13 тысяч солдат и 73 танка) заставило Гитлера уже 9 июля 1942-го отстранить от должности командующего группой армий «Юг» фон Бока за стратегический просчет в этой летней операции 1942-го.

10 июля был образован Воронежский фронт под командованием генерала Ватутина. В ходе наших беспрерывных контрударов 40-й, 60-й, 5-й танковой армий были захвачены плацдармы на западном берегу Дона и в районе СХИ. Масштабное сражение, которое там развернулось, многие исследователи почему-то скромно называют «боями на Воронежском направлении». На самом деле наши войска не давали гитлеровцам передышки, оттягивая большое число немецких войск от Сталинграда. В отблеске сталинградской победы как-то потерялось сражение за Воронеж, он так и не стал городом-героем.

– Так, может быть, этот вопрос не поднимали?

– Да как же не поднимали?! – вспыхнул Петрович. – С того самого дня, когда началась череда награждений городов-героев, куда только местные власти, ветераны, общественность не обращались – от Никиты Хрущева до Горбачева. Все без толку. Пытался восстановить справедливость Виталий Иванович Воротников, в ту пору первый секретарь Воронежского обкома партии. И что же ему ответили? Мол, в войну город был оставлен армией и перешел под контроль врага. Но, простите, причем тут воронежцы, пережившие невиданные злодеяния оккупантов? В каком еще городе Европы был такой накал партизанской войны, когда действовало 165 отрядов?

Воронеж превратился в город-фронт. Сам Геббельс вынужден был признать: «В среде трудно контролируемого населения действуют околдованные большевиками фанатики. Их не останавливают даже массовые расстрелы».

Нашли там, в Кремле, и другой надуманный повод. В ту пору, в 1950-е, создавался Варшавский блок, и встал вопрос о вхождении в него Венгрии. Как давать Воронежу статус города-героя, когда здесь в 1942-м полностью полегла 2-я венгерская армия? Так что, сказали на самом верху, извините, в интересах дипломатии – а товарищ Кадар, лидер Венгрии, болезненно воспринимает любое напоминание о Воронеже, где погибли 250 тысяч венгерских солдат, – замнем этот вопрос.

Только в 2008 году Воронеж назвали городом воинской славы. Спасибо, конечно, но он стоит большего…

Стал на пути Чижовский плацдарм

– Обидно, что о битве за Воронеж мало кто знает, – делится ветеран. – Совинформбюро в течение нескольких недель не решалось сообщить стране страшную правду о бьющемся не на жизнь, а на смерть городе, заменяя ее обтекаемыми словами: «Упорные бои идут в районе Воронежа». Стыдливо замалчивали, что Воронеж был оставлен войсками.  Вот ты знаешь, Антоныч, про Чижовский плацдарм? Мне довелось его захватывать в конце августа – начале сентября 1942-го.

Как это было сделать? В течение нескольких ночей, укладывая по дну обломки кирпичей и бетона, выстроили переправу, на полметра скрытую водой. В одну из ночей сводные части 6-й стрелковой дивизии переправились и с третьей попытки смяли врага, а потом удерживали плацдарм в течение нескольких недель до конца сражения. Для поднятия духа солдат из Германии была переброшена дивизия, в составе которой в Первую мировую воевал сам Гитлер. Но после встречи с нами от нее остались только восемь человек. Город был полностью очищен от врага 25 января, за неделю до того, как победа пришла в Сталинград.

– Скажите, Петрович, а правда, что вы шли в бой с именем Сталина?

– Да, мы кричали: «За Родину, за Сталина!» Сейчас лишь ленивый не пачкает его имя. А для нас, фронтовиков, оно свято. Как говорил Шолохов: «Да, был культ, но была и личность. Какая это была глыба!..» Он же назвал Воронеж Сталинградом на Дону…

Иван БАРЫКИН

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 287 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16641381




Введите Ваш E-mail: