2019-03-18 Четверть века Реставрации
Источник: газета «Коммуна» | №20 (26868) | Пятница, 15 марта 2019 года
Полемические заметки |
2018–2019 годы – время четвертьвековых юбилеев новой Конституции России, нового федерального собрания, региональных парламентов
В 1994 году, став депутатом Воронежской областной Думы, в одном из интервью журналистам, я, шутя, сказал, что пришёл в депутаты ненадолго: как только восстановится советская система, вернусь к своим университетским заботам. И вот уже 25 лет продолжается эта смута в нашей стране, и пока не до конца ясно, когда она завершится.
В отечественном обществоведении не сразу появился термин, отражающий суть происходящего. Только к середине 90-х годов стали говорить о Реставрации, т.е. о возврате к дореволюционным порядкам в экономике, во власти и духовной культуре. Новая Конституция 1993 года закрепила либеральные ценности. Под лозунгом о равенстве всех форм собственности установилась гегемония частного капитала, который вырос, как на дрожжах, после объявленной приватизации. Под тезисом о сдержках и противовесах в управлении государством родился диктат исполнительной власти, игнорировавшей народных представителей в парламентах. Под вывеской о деидеологизации стали навязываться ценности буржуазного общества с их культом индивидуализма. В начале 90-х годов многие наивно полагали, что стоит применить у нас западные подходы, как появятся изобилие и свобода. Изобилие появилось, но для избранных, а остальные стали свободны от зарплаты, работы, жилья и многого другого. Регионы первыми восстали против, видя очевидную несправедливость. Именно в регионах депутаты выступили против уродливых новаций, вроде учебника истории под редакцией Кредера. Наш воронежский профессор, председатель комитета по образованию облдумы коммунист Иван Сурков на центральном телевидении доказывал ущербность учебника Кредера, по которому главную роль в победе над фашизмом сыграли страны Европы и США. Когда руководители областей, крупных заводов, научных учреждений выходили на митинги вместе с народом, было видно, что регионы Черноземья не принимают таких реформ. Апофеозом стало выступление воронежского губернатора И.М. Шабанова в Совете Федерации о необходимости досрочной отставки Президента Б.Н.Ельцина. Народное движение 90-х годов, во главе которого стояла КПРФ, патриоты-союзники и их народные депутаты, предопределило уход Ельцина и определенный сдвиг страны влево в нулевые годы. На рубеже 90-х и нулевых годов был сделан переломный шаг в сохранении России как целостного государства, но капитализация приобрела вид отчасти государственного капитализма, отчасти дикой российской капитализации, рядящейся в патриотические, вплоть до монархических, одежды. Первый, прозападный, этап Реставрации закончился и начался второй, когда капитализацию решили вести по-российски.
Получились парадоксальные последствия. Вертикаль российского государства укрепилась, но число российских миллиардеров возросло. Вроде бы усилилась экономическая и политическая самостоятельность России, но при этом удушение Западом России стало настолько сильным, что целые отрасли, вроде алюминиевой, ушли из-под контроля федерального правительства. С одной стороны, наладили по сравнению с 90-ми годами стабильность социальных выплат, с другой – приняли чудовищный пенсионный закон, на пять лет обокравший пожилое работоспособное население. Эта двойственность и двусмысленность возросли до такой степени, что после мартовских президентских и сентябрьских региональных выборов 2018 года рейтинги федеральных властей резко упали. Народ, как никогда прежде, почувствовал общую основу 90-х и нулевых годов, и на первое место в ценностных ориентациях избирателей выдвинулась справедливость. Если растет расслоение общества, если продолжается вымирание населения, если становится труднее жить под все возрастающую риторику о мировом лидерстве России, то неудивительно, что людей все больше возмущает социальная несправедливость. Сегодня, как и в 90-е годы, эпицентр экономического и политического развития страны находится в регионах. Только он сместился из Центральной России на восток – в Сибирь, на Урал. Люди не понимают, чем москвичи отличаются от жителей отдаленных регионов, если у них льготы в разы большие, чем у остальных. Люди не понимают, почему все федеральные СМИ монополизированы до такой степени, что голос трудового человека не слышен, а региональные и местные СМИ просто придавлены. Люди не понимают, почему руководители правоохранительных органов в регионах назначаются без участия местных парламентов. Люди не понимают, почему растут налоги и цены. Почему за всю Россию решает одна Москва? Мы подошли к той исторической черте, за которой должна появиться новая модель взаимоотношений в обществе. Неслучайно в дни 25-летия Конституции в обществе стали обсуждать тему, нужны ли изменения в Конституции. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин признал необходимость, хоть и частичных, изменений в Основной Закон государства, поскольку дисбаланс ветвей власти и нарастающая массовая бедность подрывают стабильность общества. На самом деле нужны не частичные изменения, и не двухпартийная система. Нужно покончить с Реставрацией! Все правые партии, отстаивающие приоритет частного капитала, должны быть вытеснены на обочину истории. То, что было начато в нулевые годы, когда выдавили СПС и «Яблоко», должно произойти и с «Единой Россией». В Конституции должно быть прямо записано о приоритете общегосударственных, общенародных интересов. Политическая система должна строиться под эту задачу. Не капитал должен определять состав парламентов и правительств, а коллективы народных предприятий, государственных учреждений, хорошо понимающих государственный интерес.
Пока нет ощущения, что федеральные органы власти, ответственные за принятие главных государственных решений, понимают эту задачу. Иначе не было бы гонений на Геннадия Зюганова, Павла Грудинина, Сергея Левченко, депутатов-активистов в регионах. Не было бы и навязывания народу Ельцин-центров. Но в Реставрации есть, как ни парадоксально, и положительный момент. Четверть века не прошли даром. Мы живем в открытом, глобальном мире, где переливы капиталов, технологий, идей осуществляются ежедневно и ежечасно в громадных, невиданных ранее объемах. Старая советская модель оказалась неготовой к новому миру. Помню, как в 90-е годы мы, депутаты областной Думы, боролись против «Филипса», пришедшего на воронежский завод ВЭЛТ. Мы считали, что конкуренты хотели задушить воронежское предприятие. А на самом деле воронежские предприятия стали душиться самими выходцами из тех органов, которые нас пугали «Филипсом», как это случилось, например, с заводом имени Коминтерна. Реставрация – это болезненная прививка к молодому организму раннего социализма. Чтобы быть открытым миру, надо было адаптировать нашу систему к мировому рынку. Адаптация вызвала болезнь, но организм выжил; осталось окончательно выздороветь. Нет, не прошли впустую эти 25 лет. Мы, наконец, стали понимать, что делать и куда идти. Но для этого Реставрация должна закончиться.
Сергей РУДАКОВ,
заместитель председателя Воронежской областной Думы,
первый секретарь обкома КПРФ,профессор, доктор философских наук |