КПРФ Новости Новости региона Живительный источник для педагогической науки и практики
PDF Печать E-mail

2019-04-03 Живительный источник для педагогической науки и практики


>>ФОТО<<

В рамках празднования 150-летия со Дня рождения Н.К. Крупской в обкоме КПРФ прошёл круглый стол с участием школьных и вузовских педагогов, специалистов дополнительного образования, общественности.

Открыл заседание профессор, доктор философских наук, заместитель председателя областной Думы, первый секретарь Воронежского обкома КПРФ С.И. Рудаков. Он отметил, что нет такой области народного образования, в которую бы Надежда Крупская не внесла достаточного вклада, идёт ли речь о ликвидации неграмотности, о содержании, методах, технологиях обучения, о воспитании и всестороннем гармоническом развитии личности ребенка, о внешкольной работе, об управлении образованием, о подготовке педагогических кадров, о роли семьи в воспитании детей.Её педагогический подход, основанный на неразрывной связи обучения и воспитания, в процессе которых объединяют усилия и учителя, и родители, и сами дети, внёс немалый вклад в формирование советской системы образования и воспитания подрастающего поколения, признанной одной из лучших в мире. Выдающийся опыт Крупской признают даже те, кто не является сторонниками коммунистических идей.

А что происходит сегодня? Россия в 90-е гг. прошлого века отказалась от многих базовых требований советской педагогики, а потом мы стали удивляться, какие растут дети. А чему удивляться? Если нельзя детям участвовать в уборке класса, приводить в порядок пришкольную территорию, если разрушили комсомол и пионерию, основанные на коллективизме, главной задачей которых было вовлечение детей и подростков в общественно полезную деятельность, если школе и педагогу отвели роль поставщика услуг, кого таким путём можно вырастить и чему обучить? Сейчас спохватились, пытаются вернуть некоторые вещи, говорят о единой детской школьной организации. Но она невозможна в том виде, в котором действовали пионерия и комсомол, потому что в нынешнем государстве на первом месте частные интересы правящей элиты, потому что невозможно сочетать коллективизм и конкуренцию за место под солнцем.

Затем выступила руководитель областного отделения женского движения «Надежда России» С.В. Вертепова:

«Мое мнение - это взгляд мамы и бабушки. Мой сын пошел в школу в 1990 г., и я наблюдала начало деградации системы образования в нашем государстве. Теперь я бабушка первоклассницы и вижу, что процессы, начавшиеся почти 30 лет назад, сейчас усугубились. Складывается впечатление, что современную школу превратили в одну из отраслей бизнеса, а детей оболванивают вредоносными программами. Многие педагоги, с которыми я общаюсь сегодня, подтверждают, что так и есть. А ведь движущая сила обучения – любовь и забота старших плюс доверие и интерес младших. Современная школа, законодательно закрепив за собой обязанности предоставления услуг, отвергает любовь к ребенку. Советская школа составляла целостную систему воспитания человеческого в человеке. Нам всегда повторяли: вы команда, вы класс, вы пионерский отряд, вы комсомольская ячейка. Нас это учило дружить, поддерживать тех, кто слабее. Большую роль в системе нашего формирования играла пионерская организация, у истоков создания которой стояла Н.К. Крупская. Дети должны быть максимально привлечены к общественно-полезной работе, соответствующей их возрасту и возможностям. Н.К. Крупская выступала против скучной трафаретной работы, добивалась, чтобы работа с детьми была идейно насыщенной, яркой.

Сегодня в школе поощряется конкуренция, абсолютно отсутствует сплоченность. Если педагог лишь оказывает образовательные услуги и не обращает внимание на взаимоотношения детей, то в классах устанавливаются законы джунглей – культ грубой наглой силы. Но и у родителей преобладает потребительский подход к учителю.

В канун юбилея Н.К. Крупской я обратилась к историческим справкам и документам. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, продвигающих тесную связь семьи и школы. После распада Советского Союза эта связь была уничтожена в угоду требованиям новоиспеченного капиталистического строя. Сейчас нам насильно навязывается кастовое общество. На примере современной школы мы четко видим внедрение элитарного образования. Наше государство, называя себя социальным, сбрасывает с себя ответственность за судьбу малообеспеченных слоев общества. Есть деньги у родителей – ребенок сможет получить качественное образование, а если нет, ему дадут лишь тот минимум, который необходим для работы на капиталиста-хозяина. Какое будущее ждет нас и наших детей?»

П.А. Бабкин, заслуженный работник образования России, бывший заведующий городским отделом образования Воронежа: «Если хотите увидеть будущее нашего государства, придите в школу, техникум, ВУЗ и посмотрите в глаза нашим детям. Ведь это сначала дети, а потом народ. Школа – маленькое государство, в котором преломляются все успехи, неудачи - политические, экономические того государства, которое строит эту школу. В любой войне выигрывают учителя и духовные наставники. Когда мы говорим о современной школе, мы видим школу без образа. Сегодня потерян образ учителя, его внутреннее содержание. Отсутствует образ, к которому должен стремиться ученик. Педагогов лишают возможности нести детям целостное понятие того, каким должен быть гражданин своей страны, а именно мудрым, грамотным, человечным, патриотичным. В своё время Н.К. Крупская тоже боролась с экспериментами в системе образования, подобными нынешним, и здесь её опыт особенно ценен.

О роли Н.К. Крупской в истории педагогики и организации системы образования в СССР рассказала доцент ВГПУ Л.Э. Заварзина: «Н.К. Крупская - очень интересная и значимая фигура. Ее жизнь была непростой и насыщенной событиями. Она одна из первых после революции обратила внимание на необходимость целостности обучения и воспитания. Надежда Крупская принадлежит не только истории. Для каждого, кто занимается обучением и воспитанием детей, кто решает актуальные проблемы детства, семьи, она может стать верным помощником, советчиком, а для работников органов управления образованием - нравственным примером. Она поистине образец высокого профессионализма, гуманного отношения к людям.

Крупская прекрасно знала жизнь, была всегда в эпицентре всех острейших вопросов, которыми жила страна, держала руку на пульсе событий, умела глубоко анализировать. Её путь не был простым – вместе со многими деятелями революционной эпохи она пережила период отрицания достижений прошлого, призывов «сбросить Пушкина с парохода современности». Однако уже через несколько лет она становится защитницей образования от непродуманных экспериментов, призывает сочетать формирование строителя нового социалистического общества и наработки классической русской школы. Неоценим её вклад в ликвидацию неграмотности. Крупская привлекла к сотрудничеству немало видных педагогов, поначалу относившихся с недоверием к Советской власти.

Сегодня никакие новые технологии и современное оборудование не сделают нашу школу лучше. Нашу школу сделает лучше только учитель. Учитель, во-первых, учитель, во-вторых, учитель, в-третьих, и только в-четвертых ещё кое-что. Не должно быть образование услугой. Педагог – это творец, он должен возбудить интерес, напрячь волю ученика, чтобы ребёнок захотел и смог получить знания.

Доцент ВГПУ Л.Ю. Панина в своем докладе совершила исторический экскурс в образ эпохи 1920-30-х гг.

«Сегодня, - отметила историк в ходе выступления, – в педагогике идет такое явление, как ретроинновации, то есть бесценный опыт прошлого привносится в современный педагогический процесс. Речь идет об обращении к педагогическому наследию с целью его осмысления на новом уровне. Отрицание советского опыта, в том числе опыта Крупской, сослужило плохую службу российскому образованию. Теперь, под влиянием внешних вызовов и настроения народа власти многое вынуждены вернуть в нашу школу – ещё не решаются сказать коллектив, но уже говорят «общность».

Педагог центра дополнительного образования Ленинского района Н.В. Платонова рассказала, что дети, занимающиеся в кружках и студиях, не только обучаются рукоделию, изобразительному искусству, но и встречаются с ветеранами, помогают им, записывают их рассказы о войне, ходят в походы, посещают музеи и выставки. И вся система построена на том, чтобы дети чувствовали себя коллективом, знали историю страны и родного края, росли патриотами. То есть и в нынешних условиях можно поддерживать и развивать лучшие наработки недавнего прошлого, но держится всё в основном на энтузиазме и подвижничестве педагогов, а не на помощи государства. К сожалению, таких центров не хватает на всех, в сравнении с советским временем число бесплатных кружков, студий, спортивных секций упало в сотни раз.

Ректор ВГПУ в 1990-е годы В.В. Подколзин отметил, что сегодня очень важно в процессе обучения обращаться к истории и педагогам, и ученикам. Бессмертный полк – это замечательно, но помнить свою историю, гордиться ею и защищать от фальсификаторов надо всегда, а не только 9 мая.

Также ученый обратился к опыту Китая, где на сегодняшний день система образования находится на очень высоком уровне, потому что педагогов наделили самыми широкими правами и не мучают никому не нужной отчётностью. Стоит помнить о том, что в школе закладывается духовный капитал, включающий в себя не только знания по разным предметам, но и морально-нравственные ценности. Об этом, кстати, не уставала повторять Н.К. Крупская.

Более двух часов продолжалось заседание. Несмотря на это, не все вопросы были освещены и далеко не обо всём поговорили. Но, безусловно, неоспоримо то, что таких замечательных фигур, как Н.К. Крупская, в истории педагогики не так много. Богатое педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой и не потеряли значения и в наши дни.

Память о Н.К. Крупской живёт, она и сегодня нравственный образец служения Родине, ее педагогическое наследие остается живительным источником для педагогической науки и практики – таково было общее мнение участников конференции.

Ирина Глушкова,

Сергей Щербаков

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какой из "подарков" власти возмущает Вас больше всего?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 56 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 3422623




Введите Ваш E-mail:

Rambler's Top100