КПРФ Новости Новости региона Воронеж космический

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2021-04-13 Воронеж космический


К 60-летию первого полёта человека в космос

Воронеж космическийКак-то Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда Валентин Глушко заметил: "И ворота полетят, если на них поставить двигатель". Это, конечно, довольно образное выражение, но, в целом, знаменитый конструктор передовой советской авиа-космической техники был прав, добавим при этом лишь одно: "ВОРОНЕЖСКИЙ двигатель". Ведь именно в Воронеже, в КБ Химавтоматики (КБХА) и на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) были сконструированы и изготовлены многие маршевые жидкостно-ракетные двигатели (ЖРД) для сотен советских истребителей, зенитно-ракетных комплексов, космических кораблей и стратегических ракетоносителей - всего, за славную почти 70-летнюю "ракетно-космическую" историю предприятий - более 50(!) основных моделей и разновидностей. В том числе, и знаменитый мощный "движок" РД-0109 третьей ступени корабля РН-8К72 ("Восток-1"), на котором ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года гражданин СССР, советский офицер, коммунист Юрий Гагарин совершил свой прорывной, первый в истории человечества полёт в неизведанное космическое пространство. "Косберг сработал!" - с гордостью сообщил было Гагарин, стремительно уносящийся на своём "Востоке" в таинственную звёздную неизвестность, за что, кстати, получил довольно серьёзный нагоняй от руководства, так как на весь планетарный (да и внепланетарный) эфир непроизвольно раскрыл совсекретную информацию... И действительно, и КБХА (ОКБ-154), и ВМЗ во времена СССР, а в те годы особенно(!), были строго секретными предприятиями - т.н. "почтовыми ящиками", а имена их руководителей и ведущих специалистов во всеуслышание произносить, мягко говоря, не рекомендовалось. Сейчас можно (и нужно!) назвать эти поистине героические имена. Главные конструкторы КБХА: Семён (Шолом) Косберг, Александр Конопатов, Владимир Рачук... Директора, генеральные директора ВМЗ: Григорий Любицкий, Иван Абрамов, Борис Чевела, Вениамин Соловьёв, Георгий Костин... Да, были люди в наше время!

А всё началось с мая 1954 года, когда в Воронеже были начаты работы по разработке ЖРД Д-154 на однокомпонентном топливе для военного истребителя-перехватчика Микояна. В октябре 1957 года КБХА была поручена проектировка двигателя РД-0200 для передовой системы противовоздушной обороны "Даль" Лавочкина ... Знаковым же для КБХА и ВМЗ оказался 1958 год, когда основоположник отечественной космонавтики, Генеральный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда Сергей Королёв после знакомства с руководством КБХА предложил дерзким воронежским коллегам-конструкторам спроектировать и создать двигатель для первого в мире полёта на Луну... Думали - полтора-два года будет достаточно. Для КБХА же под мудрым руководством Семёна Косберга, при непосредственным участии Александра Конопатова и других уникальных воронежских суперспецов потребовалось лишь семь(!) месяцев! И уже 12 сентября 1958 года ракета с воронежским двигателем РД-0105 ("Луна-1") успешно стартовала с космодрома Байконур, а в январе 1959 года уже "Луна-2" впервые в мировой истории развила вторую космическую скорость - 11,5 километра в секунду(!) и достигла естественного спутника Земли, где оставила вымпел с изображением Герба СССР. А в октябре 1959 года двигатель КБХА РД-0105 был триумфально использован в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3», успешно облетевшей естественный спутник Земли и сделавшей при этом уникальные фотографии обратной стороны Луны! Позднее одному из кратеров Луны было присвоено имя Главного конструктора воронежского КБХА, доктора технических наук, Героя Социалистического труда Семёна Косберга. А в 1972 году, видимо, под впечатлением того великого космического прорыва СССР музыканты известной британской хард-рок-группы "Pink Floyd" сочинили свою мегапопулярную классическую композицию-сюиту, давшую заглавие одному из самых успешных за всю историю музыкальных альбомов - "The Dark side of the Moon" ("Тёмная сторона Луны")...

Потом в истории Воронежа космического были двигатели-шедевры для таких "суперизделий", как легендарная МБР СС-18 ("Сатана"), непревзойдённая "Энергия - Буран", которые как минимум на 20(!) лет опередили самые современные достижения мирового ракетного двигателестроения. А ещё - ЖРД для ракетоносителей "Восход", "Союз", "Зенит", "Молния", "Протон"; ракетных систем "Стилет" и "Воевода", а также РН-38М (Крылатая ракета морского базирования), МБР-29РМ, МБР-15А18М...

Воронеж космический1В лихие 1990-е воронежское КБ химавтоматики и Воронежский мехзавод - и это главное - смогли в основном сохранить свой научно-технический потенциал. Несмотря на то, что в эти годы основными источниками финансирования были только небольшие зарубежные контракты и ряд конверсионных отечественных разработок, предприятия изыскивали возможность для научно-исследовательских и других работ по новым ракетным двигателям, заканчивающихся удачным испытанием и изготовлением экспериментальных образцов... В итоге, к августу 2008 года на КБХА были успешно проведены испытания нового водородного парогенератора многоцелевого назначения. На конец 2013 года были доведены до этапа лётных испытаний и промышленной эксплуатации в составе ракет-носителей разработанные в КБХА и изготовленные на ВМЗ двигатели РД-0124 и РД-0110Р.

Сегодня, рассуждая о будущем современной российской космонавтики, мы точно не знаем, сколько новых высоких прорывов ещё впереди. И в КБХА, и на ВМЗ не без оснований уверены, что оба родственных предприятия, объединённых ныне - АО «Воронежский центр ракетного двигателестроения» - обеспечены госзаказами на производство нового поколения жидкостных ракетных двигателей под наши новые ракетные проекты, как минимум, до 2040 года. В настоящее время на КБХ идут работы по изготовлению кислородно-керосиновых ракетных двигателей 14Д23 и РД0124А, предназначенных для использования в составе верхних ступеней ракет-носителей «Союз-2» и «Ангара».

Основным направлением ВМЗ является производство жидкостных ракетных двигателей (для второй и третьей ступеней ракет-носителей (РН) «Протон», для третьей ступени РН «Союз» и рулевого двигателя для РН «Союз 2.1в» легкого класса, двигателей для разгонного блока ДМ, камеры сгорания для двигателя РД-191 для ракет-носителей «Ангара» и РД-181 для РН «Антарес»). С 2018 года ВМЗ производит несколько типов титановых шар-баллонов и ресиверов объемом от 25 до 130 л., которые используются в РН «Протон», «Ангара», в разгонном блоке «Бриз» и в новом кислородно-водородном разгонном блоке (КВРБ). Производственная программа предполагает также серьезное расширение объема выпуска гражданской продукции, в частности, изделий для нефтегазовой отрасли. 

Также в ближайшей перспективе - промышленное внедрение опытного образца инновационного многоразового ракетно-космического двигателя, в котором традиционное ("штатное") горючее (как правило, керосин плюс жидкий кислород или водород) заменено на сжиженный природный газ (метан). А это крайне сложная, но, надеемся, вполне разрешимая для наших упорных "звёздных" земляков и всей отечественной космической науки и промышленности задача!

Дмитрий Румянцев

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 159 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16636159




Введите Ваш E-mail: