КПРФ Новости О.Н. Смолин: «Из болонской системы следует выходить с умом и профессионально»

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2022-06-08 О.Н. Смолин: «Из болонской системы следует выходить с умом и профессионально»


7 июня на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

- Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович!

Скоро выпускники попрощаются со школой, а затем со своими альма-матер распрощаются выпускники колледжей и университетов. Самое время  еще раз подумать о том, кого и для чего готовит наше образование.

Начну с мелочей. Вот цитата из словаря корпоративных смыслов  системы образования города Омска, который прежним руководством городского департамента рекомендовался для использования работниками образования. 

Знаете ли вы, коллеги, что такое кик-офф встреча или нетапп, или  хакатон? Не знаете? Значит, мы с вами отстали от жизни. Как тут не  вспомнить Александра Грибоедова, который знал 10 иностранных языков, и  при этом в своей комедии "Горе от ума" возмущался смешением  французского с нижегородским и призывал, чтобы умный и бодрый наш народ хотя бы по языку нас не считал за немцев. Сейчас бы сказал - за  недоученных американцев. 

Дальше - больше и важнее. Сравним последний советский базисный  учебный план с современным. Зададимся вопросом: какие предметы нужно  изучать в школе, чтобы обеспечить развитие новых технологий и  модернизацию страны? Очевидно, математику, физику, химию, биологию и  технологию. Но именно их изучение резко сокращено от 15 процентов до  полутора раз. 

А какие предметы больше всего помогают формированию гражданина  и общероссийской гражданской идентичности? Очевидно, русский язык,  литература, история, география. Однако их преподавание сокращено от 15 до  33 процентов. Чем же они заменены?

Во-первых, увеличено количество уроков физкультуры, с двух до трех  в неделю. 

Я поддерживаю это решение с оговоркой: при наличии  условий. Сейчас во многих школах не хватает спортивных залов и  оборудования, а потому многие ребята на уроках вместо физической  активности читают учебники по физкультуре. В наше время таких учебников  не было, а здоровье детей явно отличалось в лучшую сторону. 

Во-вторых, более всего увеличено изучение иностранного языка. В  советское время он изучался с пятого класса, сейчас со второго, причем в  двойном объеме. При этом результат не очевиден. Более того, в 2018 году  было принято решение с 2022 года сделать ЕГЭ по иностранному языку  обязательным. Спасибо министру Сергею Сергеевичу Кравцову за то, что это  решение отменено, иначе половина сельских ребят остались бы без  аттестатов. 

Злые языки говорят: современный учебный план написан по принципу  - раб должен быть физически здоров и знать и язык своего хозяина. Конечно,  это не так. Однако невозможно отрицать: советский учебный план был  ориентирован, главным образом, на тех, кто будет жить и работать в своей  стране, современный – в значительной степени на тех, кто хочет работать в других странах или, по крайней мере, в иностранных компаниях. 

Что удивляться, если, по данным ВЦИОМ, даже на фоне  патриотического крымского подъёма 30 процентов молодёжи предпочитали  жить и работать не в России, но в другой стране, при этом 92 процента всех  опрошенных считали себя патриотами. 

Возобновились споры о ЕГЭ. Напоминаю, мы многократно вносили в  Госдуму законопроекты о добровольности Единого госэкзамена, а один из  них до сих пор находится на рассмотрении. Мы убеждены, ЕГЭ должен быть  приговорён к высшей мере совершенствования. 

Но сейчас о другом. ЕГЭ и болонский процесс – темы разные, одно из  другого прямо не вытекает, однако есть два обстоятельства, которые их  роднят.

Во-первых, то и другое заимствовано у наших, как сейчас говорят,  партнёров из недружественных стран, причём в самой жёсткой форме.  Во-вторых, подобно болонскому процессу, ЕГЭ объективно работает  больше на тех, кто уезжает из страны, чем на тех, кто в ней остаётся.

Главное достижение ЕГЭ, все признают, увеличение количества ребят  из регионов, которые поступают в московские и питерские вузы, однако у  этой блестящей медали есть две обратные стороны. 

С одной стороны, подавляющее большинство талантливых ребят из  Москвы и Питера обратно в свои регионы не возвращаются, в этом смысле  предложение расширить приём, прежде всего, в региональные вузы,  абсолютно правильно, мы его поддерживаем. 

С другой стороны, для многих талантливых ребят из регионов  московские и питерские вузы оказываются перевалочной базой для того,  чтобы впоследствии уезжать за рубеж. По данным Высшей школы  экономики, около половины всех студентов, которые рано проявляют свои  таланты, именно за рубеж и уезжают. Получается, что мы во многом  работаем на человеческий потенциал там, а не здесь. Разумеется, ЕГЭ и  болонский процесс не главные причины отъезда, однако объективно такой  отъезд облегчается. 

Кстати, когда я слышу современные предложения выйти из болонского  процесса в ускоренном порядке, вспоминается советский штангист и  интеллектуал Юрий Власов. Его спросили: что вас больше всего удивляет в  современной жизни? Ответ: внезапное всеобщее прозрение.

Коллеги, возможность участия российских вузов в болонском  процессе, причём исключительно на добровольной основе, была предоставлена Федеральным законом "О высшем и послевузовском  образовании" 1996 года. Мне довелось быть одним из главных авторов этого  закона.

В сентябре 2003 года на конференции министров образования  европейских стран в Берлине российская делегация присоединилась к  болонскому процессу, тогда мы рвались в мировое образовательное  пространство любой ценой. Однако приказ Минобрнауки от 2005 года №40 о реализации Болонской декларации подписал уже следующий министр  Андрей Александрович Фурсенко. В настоящее время участие наших вузов в  болонских процедурах приостановлено бывшими партнёрами. Поэтому  главный вопрос не в том: следует ли нам дезавуировать какой-то документ,  но в том, как правильно выстроить отечественную систему высшего  образования.

Когда в 2007 году Правительство Российской Федерации предложило  парламенту законопроект о принудительной бакалавризации всей страны, то  есть введение системы бакалавриат – магистратура, мы выступили  категорически против. Тогда я говорил министру: в советское время  руководствовались формулой, что социализм – это советская власть плюс  электрификация всей страны. Теперь можно её перефразировать: дикий капитализм – это антисоветская власть плюс принудительная бакалавризация всей страны.

Перед вами результаты голосования 2007 года по закону, который ввёл  эту самую принудительную бакалавризацию. Окончательно она была введена  с 2011 года, а до этого при свободной конкуренции 90 процентов  выпускников российских вузов выходили специалистами, то есть специалист  выигрывал у бакалавра с разгромным счётом. 

Дважды мы пытались вернуться к добровольности участия в  болонском процессе: один раз в рамках законопроекта "О народном  образовании" (2012 год), другой раз в рамках законопроекта "Об образовании  для всех" (2017 год). Результаты перед вами. 

Это к вопросу о том, кто в своё время пел болонской системе  заздравную, а теперь отходную.

Но больше к политике я возвращаться не буду, для меня гораздо  важнее аргументы профессиональные.

Коллеги, образование бакалавра явно уступает в качестве образованию  специалиста и не только потому, что бакалавр учится на год меньше, занятий  по основным курсам он получает меньше в среднем на 40 процентов, потому что бакалаврское образование подобно тарелке – широкой, но мелкой. А образование специалиста подобно кувшину – высокому и глубокому. 

Вы видите, насколько меньше фундаментальной подготовки получает  бакалавр по сравнению со специалистом, будущим инженером. Общий вывод вполне понятен: специалитет готовит будущего конструктора, а бакалавриат  – будущего пользователя чужими конструкторскими разработками. Они нам  будут предлагать разработки, а мы пользоваться. Кто от кого зависит? 

В итоге из бакалавриата нередко выходят "волшебники-недоучки",  которые могут повторить за героем популярной песни: сделать хотел грозу, а  получил козу. Доучивать их приходится позже. 

Ректор МГУ, президент Российского Союза ректоров Виктор  Антонович Садовничий был всегда противником принудительной  бакалавризации. В МГУ введены так называемые интегрированные  программы бакалавриата и магистратуры, которые во многом напоминают  расширенный специалитет. И сейчас нам нужно принимать решение, исходя  именно из профессионального подхода, а не политической конъюнктуры. 

Группой депутатов фракции КПРФ во главе с её лидером Геннадием  Зюгановым подготовлен законопроект. Мы предлагаем, чтобы вузовские коллективы сами определяли наиболее эффективные программы подготовки  в области высшего образования, как это было на протяжении 15 лет. Мы  оставляем возможность вузам, которые в этом заинтересованы, сохранить  систему "бакалавриат плюс магистратура", например, университетам,  которые ориентированы на подготовку иностранных студентов. 

Кстати, идею использования болонской системы на исключительно  добровольной основе недавно высказал министр образования и науки  Валерий Фальков, мы это приветствуем. Российская система образования  должна формировать человеческий потенциал здесь – у нас, а не там – у них. 

Подвожу итог. Вхождение в болонский процесс происходило по  идеологическим мотивам и без особого ума. Выходить надо с умом и  профессионально. 

Мы готовы работать в любом формате с депутатами всех фракций и  членами Совета Федерации для улучшения качества нашего образования.  Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 212 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16708681




Введите Ваш E-mail: