Печать

2022-11-06 Воронеж и воронежцы – к 50-летию СССР!


К 100-летию образования СССР…

ВОРОНЕЖ 50-ЛЕТИЮ-1

 

В 1972 году Советский Союз и весь советский народ готовились торжественно отметить 50-летие образования СССР. Воронеж также стал встречать славную дату с самого первого месяца юбилейного года. Так, уже 8 января 1972 года в Воронеже после торжественного митинга в самом центре города был открыт новый Центральный колхозный рынок – первый в многовековой истории города крытый рыночный комплекс. Также, в январе 1972 года в Воронеже вступили в строй современный городской аэропорт и комфортабельное здание нового аэровокзала, расположившиеся за пределами быстро развивающегося города, в 15 километрах севернее. Воронеж получил возможность принимать крупногабаритные пассажирские самолеты различных типов и модификаций, в том числе, и реактивные Ту-134, Як-40 и Як-42.

31 марта 1972 года началось историческое заполнение Воронежского водохранилища. Уже через 4 дня, 3 апреля 1972 года, единый комплекс технико-технологических сооружений Воронежского гидроузла, включая плотину и судоходный шлюз, полностью вступил в эксплуатацию. Весной 1972 года рукотворное «Воронежское море» – как его ласково называли воронежцы – площадью 70 квадратных километров стало составной частью большого города. Но не всё из задуманного воплотилось в жизнь. Постепенное загрязнение воды в водоёме, обветшание прибрежной инфраструктуры, постоянное отсутствие денег на чистку и зарыбление водохранилища, иные природоохранные мероприятия, привело к негативным последствиям. Возможно, в будущем, когда финансирование всех необходимых работ будет восстановлено в полном объёме. Вскоре на водохранилище, южнее Вогрэсовского моста, как утверждают историки – на месте т.н. Петровских шлюзов, на бетонной опоре-постаменте был установлен Макет-памятник российского военного фрегата «Меркурий» временён Петра I, на котором тот отправился из Воронежа во второй военный поход на Азов в 1696 году. Историческая композиция «Фрегат над морем» напоминала воронежцам и гостям города о славной военно-морской истории города, о том, что Воронеж являлся и является колыбелью русского регулярного военного флота. Напоминал… До наших дней он, к сожалению, на прежнем месте не устоял, не выдержав давления вандалов и стихий.

 

В мае 1972 года Воронеж посетила группа ветеранов 2-й воздушной армии, сформированной на воронежской земле в грозном 1942 году. В составе группы находились командующий 2-й Воздушной армией Герой Советского Союза Маршал авиации Степан Красовский, генерал-полковник, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза генерал-майор Георгий Береговой. Благодарные воронежцы тепло встретили легендарных героев. Ветераны посетили ряд предприятий и учебных заведений города, возложили венки на Братскую могилу советских воинов на Задонском шоссе (ныне – памятник Славы на Московском проспекте).

А в первый день июля 1972 года в Воронеж с дружественным визитом прибыл вождь Кубинской революции, команданте Фидель Кастро, его сопровождали председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и ряд союзных министров. Руководитель острова Свободы осмотрел город, побывал на ряде промышленных предприятий и организаций Воронежа и области, в том числе и на Нововоронежской АЭС, провёл множество официальных и неформальных встреч с воронежцами. В книге Почётных гостей города Фидель сделал запись, которая начинается следующими словами: «В героическом городе Воронеже делегация Коммунистической партии и правительства революционной Кубы встретила необычайный пример братства и любви…»

10 ноября 1972 года сборщик покрышек Воронежского шинного завода, член КПСС Николай Богатырёв досрочно, менее чем за два года, выполнил задание пятилетнего плана. Передовой воронежский рабочий взял на себя ещё одно дополнительное обязательство: в течение IXпятилетки выполнить как минимум ещё один пятилетний план. И он успешно справился с этим высоким обязательством. В 1973 году воронежец Н.Г. Богатырёв Указом Верховного Совета СССР был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. 22 ноября 1972 года в Воронеже, в новом современном и просторном здании на углу улиц Моисеева и 20-летия Октября, в парке Живых и мёртвых, недалеко от Литературного некрополя (ныне – городской парк имени Дурова) открылся обновлённый Воронежский цирк. Общая площадь здания – 10266 кв. метров, высота от манежа до купола – более 18 метров, цирк располагал многочисленными подсобными помещениями и был рассчитан на 2100 зрителей. Также при цирке была выстроена гостиница. Облагорожен был и сам парк. В этом году Воронежский государственный цирк имени Анатолия Дурова широко отмечает своё 50-летие и с нетерпением ждёт… капитального ремонта повидавшего виды здания.

27 ноября 1972 года Воронежский городской Совет депутатов трудящихся принял следующее постановление: «Создать по линии фронта боев с немецко-фашистскими захватчиками за город Воронеж долговременные историко-мемориальные сооружения, отражающие идею увековечения памяти погибших воинов, величие борьбы Советской Армии». Решено было отметить историческими памятниками и особыми знаками всю линию фронта, проходящую через Воронеж во время Великой Отечественной войны, по состоянию на 1 октября 1942 года. Эта мемориальная линия получила название Линия ратной славы. Как задумывалось, Линия ратной славы должна была начинаться у Семилукской переправы через реку Дон. Затем проходить через Подклетное, Подгорное, старый аэропорт (сейчас улица Хользунова в Северном микрорайоне), бывший ипподром, развалины областной больницы («Ротонду»), стадион «Динамо», городской парк культуры и отдыха, городки лесотехнического и сельскохозяйственного институтов, а также Отроженский железнодорожный мост. Далее – по левому берегу водохранилища до Вогресовского моста. Осуществление планов на местности началось уже в середине семидесятых годов прошлого века, но вмешалась политика, и воплощение проекта было приостановлено. (Продолжается оно, к сожалению, не очень активно, и в наши дни).

Воронеж и воронежцы перешли в новый полувековой исторический цикл…

Подготовил Дмитрий Румянцев

Share/Save/Bookmark