Печать

2010-10-05



Светлого вам пути, педагоги!

Пока жив дух учительства


После революции Советская власть вместо сословных элитных школ открыла бесплатную общедоступную для каждого единую трудовую школу РСФСР (ЕТШ).

На Всероссийском съезде учителей В.И.Ленин поставил главную задачу: «Учительская армия должна стать основным проводником идей революции в массы». После Гражданской войны по призыву правительства в новую школу пришли учителями бывшие бойцы Красной армии. Не у всех из них было соответствующее образование, но у них было желание и готовность работать в школе, преданность детям.

В 20-е годы появились призванные революцией учителя-новаторы В.Н. Сорока-Россинский, известный по книге Л. Пантелеева «Республика ШКИД». В своей петроградской школе-коммуне им. Ф.М.Достоевского первый в мире организовал самоуправляющуюся школьную республику со своей конституцией, флагом, гербом, гимном, правительством, парламентом и судом.

А кто не знает получившего мировое признание педагога-новатора А.С.Макаренко. В своей трудовой колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского он создает оригинальную педагогическую систему и методику перевоспитания беспризорных и юных правонарушителей.

В СССР и за рубежом получил широкую известность талантливый советский ученый-педагог Герой социалистического труды, директор Павлышской средней школы В.А. Сухомлинский, со дня рождения которого недавно исполнилось 90 лет. Его замечательная книга «Сердце отдаю детям» стала настольной книгой для многих учителей.

В 70-80 годы страна узнала о своих новых педагогах-новаторах Шаталове, Лысенковой, Потаповой, Амонашвили, Кожевникове. В школу пришли известный композитор Кабалевский, художник Неменский, создавшие оригинальные педагогические методики преподавания музыки и рисования.

Многотысячная армия советских учителей своим самоотверженным трудом создала передовую и лучшую в мире школу. Все это вынуждены были признать европейские страны и даже высокомерные США. Опомнившись от шока после успешного запуска первого спутника Земли, а потом и первого полета в космос советского гражданина Ю.А. Гагарина, США, Англия, Франция, Япония и ряд других стран  срочно организовали переобучение своих школьников и студентов по лучшим учебникам и программам советской школы.

Чем же была сильна наша отечественная школа тех лет? Воспитанием патриотизма, интернационализма, дружбы между народами, верой в будущее, воспитание активной жизненной позиции. Но наиболее яркое проявление мужества, отваги и героизма советский народ проявил в годы Великой Отечественной войны. В числе героев были и советские учителя. От первых дней войны и до Победы вместе с сынами и дочерьми Отечества на полях сражений было около миллиона учителей советских школ и преподавателей вузов. Не одна сотня тысяч учителей были награждены орденами и медалями Родины, а свыше 350 учителей удостоены звания Героя Советского Союза.

К великому сожалению, традициям и достижениям Советской школы за период перехода от социалистического строя к рыночным отношениям был нанесен большой урон.

У детей отняли многое из того, чем годами жили, гордились, чему верили октябрятские звездочки, пионерские дружины, комсомольские организации, детские кружки. А что дали взамен?

Современные школы России оказались в тупике. Да и становится их все меньше и меньше. Только в прошлом учебном году свыше двух тысяч деревенских школ закрыто. Сегодня парадоксальное время для образования в России: в одних районах некого учить, а в других - некому учить. Россия, которая в недавнем прошлом была страной великой науки, стремительно скатывается в бездну невежества. Из 30 с лишним миллионов российских детей и подростков, по разным источниками, от 1 до 2,8 миллионов беспризорных, 2 миллиона подростков неграмотны. Через колено безжалостно ломается принятая миром лучшая система среднего и высшего образования, а впереди ждут невежество и мрак.

Вот почему так остро встал вопрос: как сохранить отработанную не одним веком развития педагогической мысли систему российского образования, имеющую мировой авторитет сегодня, когда на наши школы, техникумы и вузы обрушиваются несвоевременные и необдуманные эксперименты.

Сегодня именно учитель остается главным хранителем традиций советской школы и всей системы образования. Как бы ему трудно не было, он всегда в России не только передавал свои знания, но и воспитывал, опираясь на нравственные и духовные ценности, накопленные нашими народами веками.

Поэтому приятно и радостно осознавать, что даже в наше трудное время учитель духовно живет и успешно действует. По примеру 70-80 годов, учительский корпус стал пополняться новой молодой плеядой учителей-новаторов. Каждый год приносит имена новых и новых учителей года. Мне, как ветерану педагогического труда, приятно осознавать, что среди них и представитель нашей учительской династии, моя внучка, учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Воронежа Екатерина Григорьевна Грищук, которая также включена в «Золотой фонд. Новые имена» Воронежской области. Такими учителями-новаторами пополняется каждый «очередной год учителя».

Пока жив дух учительства, вместе с ним живет дух учителя. А пока он жив и действует, будет жить народная школа, а вместе с ней будет жить и здравствовать великая Россия.

В.Г.Емельянов

учитель истории, отличник народного просвещения,

ветеран педагогического труда, фронтовик

.
Share/Save/Bookmark