Печать

2016-06-24  ТОЧКИ РОСТА ТОНУТ В ЗАПУСТЕНИИ


В первый период реформ (1991-1998 гг.) производство сельскохозяйственной продукции в России систематически сокращалось и составило в 1998 г. только 55% к уровню 1990 г. После 1998 г. в сельском хозяйстве наблюдается последовательный рост с некоторыми отступлениями от основной тенденции в 2002-2003 гг., 2009-2012 гг. Однако уровень 1990 г. не достигнут. В 2010 г. производство продукции составило только 72,2%, а в 2012 – 95,3%, то есть кризис не преодолен.

Только в пяти регионах в 2010 г. был превышен уровень производства, достигнутый в 1990 г. К их числу относится Белгородская область. Липецкая область относится к группе субъектов РФ, в которой индексы роста составляют 80-100%; Воронежская, Курская и Тамбовская области вошли в группу с индексом роста 50-80%.

Основной прирост сельскохозяйственной продукции в стране обеспечивают 1-2 тысячи крупных предприятий. Это подводит к выводу о том, что в России наблюдается рост сельскохозяйственного производства в отдельных точках, а вокруг этих очагов существуют огромные зоны запустения.

Данные по ЦФО и Воронежской области подтверждают этот вывод. Сельскохозяйственная перепись 2006 г. показала, что по РФ не используются 41,2 млн. га сельхозугодий или 24,6%, по ЦФО – 19,5 млн. га или 30,5%, по Воронежской области – 24,0%. В Воронежской области не используется 529,6 тыс. га, в том числе в крупных и средних предприятиях – 284 тыс. га, в малых – 119,6 тыс. га, КФХ – 62,4 тыс. га, в личных хозяйствах – 34,9 тыс. га. Сельскохозяйственную деятельность осуществляют только 65,3% крупных сельских хозяйств, 50% малых и 63% крестьянских и фермерских хозяйств.

В Грибановском районе процент использования – 78,9%, в Верхнехавском – 79,5%, Нижнедевицком – 78,3%, Новохоперском – 66,7%, Хохольском – 60,4%, Поворинском, – 79,7%, Подгоренском – 64,4%, Терновском – 66,7%. Еще более пестрая картина наблюдается в муниципальных поселениях этих районов.

Причин запустения много, и одна из них - резкое сокращение поголовья скота. В связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота отпадает необходимость в использовании лугов и пастбищ. За годы реформ численность крупного рогатого скота в РФ уменьшилась в разы с 59 млн. голов до 20,7 млн., в том числе коров до 9 млн. голов.

В Воронежской области в 1990 г. было 1,46 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 534,3 тыс. коров. На 1 января 2013 г. стало: крупного рогатого скота – 421,5 тыс., в том числе коров 163,4 тыс. В настоящее время в коллективных хозяйствах осталось 255,6 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 90,8 тыс. коров.

В Поворинском и Каширском районах нет крупного рогатого скота в коллективных хозяйствах. В Каширском районе 71 голова крупного рогатого скота, и то у населения. Очень мало молочного скота в пригородных районах, например, в Новоусманском. В сельских поселениях Новоусманского района осталось поголовье крупного рогатого скота: Воленское поселение – 37 голов, Никольское – 52, Трудовское – 45, Отрадное – 67, Шуберское – 7 голов и т.д. Ясно, что при малочисленности поголовья крупного рогатого скота луга и пастбища будут не востребованы и зарастут чертополохом. В Панинском районе в сельском поселении Криушанское 32 коровы на 520 дворов при наличии луга в 1000 га. Луг зарастает колючкой и выкашивается частниками лишь выборочно.

Невыгодность ведения сельхозпроизводства приводит к отказу от него. По России из 28 тыс. крупных предприятий только 19,6 тыс. или 70,6 % осуществляют сельскохозяйственную деятельность, из мелких – только 63, КФК – 50 %, индивидуальные предприятия – 66 %, даже личные хозяйства только 89 %.

Как исправить положение?

Необходима разработка специальной государственной программы освоения заброшенных сельских территорий и прекращение процесса их обезлюдевания. Программа должна содержать систему мер по развитию сельских территорий: развитие инфраструктуры села, помощь молодым семьям в строительстве жилья, стимулирование врачей, учителей для работы на селе, развитие малых кооперативов и семейных ферм, выделение дешевых кредитов на содержание таких кооперативов. Продуктивно создание агрогородков для обработки заброшенных земель и больших массивов земель.

Необходимо компенсировать из федерального и региональных бюджетов часть расходов сельхозпроизводителей на выделение и оформление земли сельскохозяйственного назначения, а гражданам часть расходов на оформление и регистрацию прав на земельные доли.

Следует изменить структуру животноводства в сторону увеличения крупного рогатого скота и овец для использования заброшенных лугов и пастбищ. Наряду с государственной программой развития мясного скотоводства, необходимо стимулировать разведение крупного рогатого скота в частном секторе. Для чего установить цены на молоко и скот на уровне, покрывающем затраты сельхозпроизводителей плюс хотя бы минимальная (10-15%) прибыль. В настоящее время большая часть прибыли, а порой и вся прибыль оседает у переработчиков и в торговле.

Само собой, должен быть снижен диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и предусмотрены дешевые кредиты для сельхозпроизводителей.

Решение этого вопроса видится в реализации предложений КПРФ в части поддержки сельского хозяйства (10-15% от ВВП).

Эти и другие меры, направленные на развитие сельского хозяйства, в том числе защита сельхозпроизводителей от нездоровой конкуренции с иностранными поставщиками сельхозпродукции в условиях работы в ВТО, будут способствовать комплексному, а не очаговому (точечному) развитию отрасли.

И.М. Сурков

заслуженный работник высший школы РФ,

доктор экономических наук,

профессор ВГАУ

Share/Save/Bookmark