Печать

2011-03-22 В развитии Воронежа все больше ощущается зависимость от федерального центра


Недавно я был на приеме у губернатора. Состоялся принципиальный и конструктивный разговор, в ходе которого я поделился с Алексеем Гордеевым своими мыслями и сомнениями по нынешней экономической и политической ситуации в области.

 

В развитии нашего региона все заметнее становится некое «раздвоение»: с одной стороны анонсируются и разрабатываются новые региональные проекты, которые способны продвинуть вперед местную экономику и с/х, а с другой, мы наблюдаем все возрастающую финансовую зависимость региона от федерального центра.

 

Вопрос, как правило, ставится очень примитивно: дадут или не дадут нам сверху денег? Кстати, и муниципальные образования, в свою очередь, точно также находятся в прямой финансовой зависимости от областных властных структур. В результате, проблемы центра автоматически становятся проблемами периферии.

 

К примеру, из-за относительно высокого курса рубля и низких таможенных пошлин увеличивается доля импорта в сельско-хозяйственной продукции, и мы автоматически получаем проблему для наших региональных производителей, которые без господдержки не могут пока что достойно конкурировать по цене с дешевым импортом продовольствия. А вступление России в ВТО и снятие таможенных барьеров вообще способно убить целые отрасли воронежского (и всего российского) агропрома..

 

Еще одна совершенно конкретная проблема – это недофинансирование нашего регионального авиапрома. Собственные ресурсы «ВАСО», которые могут быть потрачены на техническое перевооружение предприятия и социальную сферу, крайне ограниченны.

 

А центр не спешит решать наши проблемы.

 

Возьмем дорожное строительство… Региональный дорожный фонд еще не заработал, хотя бензин в январе уже подорожал, и повышенный недавно транспортный налог пока еще никто не отменял. По весне мы опять увидим зияющие дыры и трещины на дорогах, которые были отремонтированы или заново заасфальтированы всего лишь год-два назад. Это значит, что область опять будет просить денег у правительства на дорожное строительство, а расходы автомобилистов еще больше увеличатся.

 

В ЖКХ снова выросли тарифы. Основная причина – в российской энергетике, вернее в «Чубайсовском наследии». Нам как воздух нужны коренные преобразования в секторе коммунального хозяйства, но инвестиции сюда просто не доходят.

 

Все большее количество регионов становятся дотационными. Федеральный центр все последние годы вел политику, которая неизбежно привела к тому, что количество регионов-доноров сокращается,  а количество регионов-реципиентов растет.  Суть этой политики сводилась к тому, что регионы получали дотации, субвенции и субсидии из Центра, ничего особенно не делая,  чтобы как-то изменить свое зависимое положение. А зачем? Ведь чем лучше работаешь, тем  больше отдаешь.

 

Сегодня инфляция снова растет, коррупция приобретает невиданный размах, а доходы простых граждан после кризиса падают. Похоже, что мы постепенно начинаем откатываться в 90-е годы прошлого века. Вместо продуманной инвестиционной политики, целью которой являются сильные и богатые регионы, мы опять начинаем просто латать дыры сверху, укрепляя веру в руку дающую…

 

Концентрированная и централизованная власть денег — безусловно, опасна. Подобное мы уже пережили в 90-е годы, когда власть была в значительной степени перехвачена крупными финансовыми группировками. Сейчас центральный аппарат власти фактически сросся с финансово-промышленными структурами. Самое печальное, что и в те годы, и сейчас игнорируется мнение большинства граждан регионов страны. Федеральная власть сначала порождает социальные проблемы, а потом пытается решить их, причем, опять за счет населения.


С.А. Гаврилов, депутат Государственной Думы от Воронежской области, член фракции КПРФ

Share/Save/Bookmark