Печать

2011-07-27 Дорога вперёд лёгкой не будет


Заметки экономиста | При корректировке Программы социально-экономического развития, Воронежской области до 2020 года нужно обязательно учитывать и следующий экономический кризис

 

Если к разработке Программы социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года подходить не как к формальному отчёту о выполнении очередного поручения, а с сознанием практической ценности такого документа, то, прежде всего, хотелось бы порекомендовать не наступать на старые грабли.

 

В самом деле, в своё время в Воронежской области принималось немало долгосрочных программ социально-экономического роста, но о содержании, а тем более уровне их исполнения сегодня не принято вспоминать..

 

Иное дело, сравнительно недавно утвержденная распоряжением Правительства РФ (17 ноября 2008г.) Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Главный ориентир данной программы - обеспечить РФ пусть неспешный, но устойчивый экономический рост, с увеличением ВВП за первые пять лет, в 20082012 гг. -на 37-38 процентов.

 

Поскольку уже очевидно, что рост за эти пять лет составит около 10-12 процентов, а в реальной экономике он будет еще скромнее, то Министерство экономического развития теперь работает над пересмотром тех показателей, которые совсем недавно были утверждены. И это правильно. Но было бы нежелательно, чтобы в итоге оказались понижены рубежи экономического роста, ранее намечавшиеся на 2020 год.

 

Тем более, что за последние 20 лет наши западные соседи увеличили объёмы производства в реальной экономике примерно в полтора раза, а Китай -почти в шесть раз. Поскольку же к уровню 1989 года наша промышленность всё еще не дотягивает 20 процентов, сельское хозяйство - 25 процентов, то это явно достаточное основание, чтобы в уточнённой федеральной программе социально-экономического развития до 2020 года были предусмотрены не только реальные, но и напряженные показатели экономического роста.

 

Особенно важно обеспечить реальность и напряженность в программе-2020 для Воронежской области, которая, с одной стороны, больше многих других пострадала от «шоковых реформ», и в то же время имеет, по нашему мнению, значительные резервы ускорения экономического роста.

 

Но чтобы эти резервы ввести в действие, важно извлечь профессионально осмысленные уроки из предшествующего неудачного федерального и регионального опыта разработки долгосрочных программ.

 

По нашему мнению, главный урок видится в том, что данным программам не хватало научной обоснованности. Все они демонстрировали казённый оптимизм и указывали разработчикам: «Так нужно, поскольку я так считаю». Исполнители, как правило, следовали принципу: «Приказ начальника - закон для подчинённого, а себя успокаивали: «Бумага всё стерпит».

 

Она и терпела. Ведь Концепция программы социально-экономического развития РФ до 2020 года была одобрена именно в то время, когда на рынках стран «семёрки» уже полыхал финансовый кризис, а первый вице-премьер Правительства И.Шувалов, вслед за министром финансов А.Кудриным, убеждал страну, что Россию этот кризис «обойдёт стороной», поскольку она «остаётся островом стабильности».

 

В этой связи как не вспомнить, что газета «Коммуна» еще 21 апреля 2007 года изложила ранее обоснованный нами прогноз, согласно которому, «с 2006 года пора готовиться к вероятному циклическому спаду производства в 2009-2011гг.» (Коллектив авторов. «Специфика действия экономических законов в агросфере». - Воронеж, 2006, с,209). При этом были указаны мероприятия, которые могли как минимум сократить негативные последствия очевидного для науки приближения кризиса.

 

Напоминаю о данном факте не только для того, чтобы лишний раз подтвердить преимущество научного предвидения перед предсказаниями самоуверенных недоучек и пророчествами шарлатанов, удобных власть имущим.

 

Напоминаю, чтобы снова предупредить: до тех пор пока Россия будет ориентирована на капиталистический путь развития, её экономика просто обязана развиваться циклично, по формуле «кризис - депрессия -восстановительный рост - подъём - кризис и т.д.».

 

Это объективный, регулярно напоминающий о себе каждые семь-одиннадцать лет закон цикличности развития хозяйства, в котором главной целью производства является увеличение прибыли. Об этом законе нельзя забывать, и с ним нельзя не считаться. Иначе, как говорится, гладко будет только на бумаге.

 

Так вот, при разработке Программы социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года нужно иметь в виду, что в соответствии с указанным законом цикличности воспроизводства очередной экономический спад ожидает рынок стран «семёрки» примерно в 2017-2019 годы (Подробней об этом в работе - «Россия от кризиса до кризиса». Воронеж, 2009).

 

Само собой разумеется, Россию этот спад не обойдёт стороной и, судя по результатам последнего кризиса, скажется тем более болезненно, чем более

либеральной будет наша экономика в сравнении со странами «семёрки».

 

Перспектива, безусловно, невесёлая. Но если не прятать голову в песок и рассматривать её с позиций трезвого оптимизма, то в конкретных условиях Воронежской области следует иметь в виду, что не всегда и не для всех регионов, отраслей, видов деятельности экономический кризис и последующая депрессия являются большим бедствием.

 

С одной стороны, кризис существенно поражает сырьевые отрасли, отвёрточное производство, а из потребительского ассортимента - товары длительного пользования. Однако с другой стороны, в ходе последнего кризиса не только коммунистический Китай, но и Индия, Турция немало приобрели на падении цен энергоносителей и некоторых других видов необходимого им сырья.

 

На повышении экспортных цен выиграли производители запасных частей и ремонтных материалов, лекарственных препаратов, самого дешевого ассортимента потребительских товаров. В нашей стране в 2009 году отмечен рост производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, средств космической связи, ряда ритуальных услуг и т.д.

 

Каким же образом всё это может быть учтено при разработке Программы социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года?

 

В дополнение к тому, что по этому поводу было сказано в монографии «Законы и закономерности цикличности воспроизводства» (Воронеж, 2010, с. 161), заметим: при подготовке данной Программы нужно ориентироваться на концентрацию ресурсов для более полного использования тех возможностей, на которые, согласно прогнозу, экономика области может рассчитывать в ближайшие четыре-шесть лет, - до начала очередного циклического кризиса. Практически это означает, что в Программе-2020 важно детально проработать проблемы ближайшего пятилетия, и именно на этот период проектировать более высокие темпы экономического роста.

 

Кроме того, следует предусмотреть такие направления развития народного хозяйства области, которые позволят наилучшим образом подготовиться к грядущим изменениям экономической конъюнктуры, и не только минимизировать возможные потери, но еще и создать предпосылки для реализации определённых преимуществ вероятных изменений спроса-предложения в условиях кризиса и последующей депрессии.

 

В этой связи при проектировании совершенствования структуры производства необходимо:

 

- обеспечить приоритетное внимание развитию тех отраслей, которые позволят выходить на формирование более устойчивой структуры производства и повышение устойчивости доходной части областного бюджета. В специфических условиях области это прежде всего, - сельское хозяйство, оборонный комплекс; производства, замещающие импорт, а также развивающие внутри областной оборот продукции и услуг;

-     максимально стимулировать расширение долговременно устойчивых коммерческих связей за пределами рынков «семёрки». При этом учесть, что по итогам 2009-го кризисного года наиболее устойчивыми, а для России еще и более надёжными, оказались рынки Китая, Вьетнама, Индии, Ирана, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Турции, Белоруссии, Кубы и ряда других стран;

-     инвестиционная политика должна быть построена таким образом, чтобы затраты воронежских предприятий на обслуживание кредитов по возможности сдвигались на послекризисный период;

-     предстоит осуществить развитие производств, продукция которых в послекризисный период, в фазе депрессии будет повсеместно востребована -для обновления активной части основных фондов на технически передовой основе. А это потребует определённых инвестиций не только в расширение соответствующих производственных мощностей, но и в развитие интеллектуального потенциала научно-технического прогресса.

 

Особо хотелось бы подчеркнуть следующее. Социально-экономический прогресс не может быть устойчивым, если он ограничивается сферой производительных сил и не охватывает в должной мере систему экономических отношений.

 

Поэтому в Программе социально-экономического развития Воронежской области обязательно должно быть предусмотрено всё то, что в рамках совершенствующегося правового поля может минимизировать такие пороки нынешней системы производственных отношений, как диспаритет цен, безработица, паразитарное посредничество, недобросовестная конкуренция, коррупция, экономический эгоизм.

 

А чтобы подобные преобразования не остались на бумаге, должно быть предусмотрено усиление государственного регулирования и общественного контроля процесса выполнения разрабатываемой Программы.

 

Исаак Загайтов,

доктор экономических наук, профессор ВГАУ

Share/Save/Bookmark