Печать

2016-04-28  СОХРАНИТЬ КОСМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО РОССИИ


главный конструктор КБХ В.Д.ГороховИсполнилось 55 лет со дня первого полёта в космос гражданина СССР, коммуниста Ю.А. Гагарина. Большой вклад в это эпохальное событие, осуществившее мечты всего человечества, внесли воронежцы: на ракете-носителе, при помощи которой осуществлялся запуск, стоял двигатель, разработанный Конструкторским бюро химавтоматики. «Косберг сработал!» - воскликнул Ю.А. Гагарин после включения двигателя третьей ступени, имея в виду легендарного главного конструктора КБХА С.А. Косберга. <<ФОТО>>

О сегодняшнем дне АО КБХА мы попросили рассказать главного конструктора, доктора технических наук, профессора кафедры «Ракетные двигатели» ВГТУ В. Д. Горохова. 

- Виктор Дмитриевич, насколько важен вклад КБХА в российскую ракетно-космическую отрасль?

- Сейчас практически любая ракета имеет двигатели КБХА. Есть ракеты боевого назначения, в которых стоят наши двигатели на всех трех ступенях. Вообще, без двигателей КБХА не было бы ни космических программ, ни обороноспособности страны.

- Расскажите, какие стратегические цели стоят сегодня перед КБ химавтоматики?

- Быть в рынке космических условий. Это общая формулировка, за которой кроются большие задачи. Раньше распределение ответственности диктовалось министерством. Допустим, двигатель для первой ступени делает одно предприятие, второй - другое предприятие, третий – ещё одна организация.

Сегодня мы работаем с расчетными и проектными службами и говорим ракетчикам, какой двигатель готовы им предложить, они сравнивают с аналогичной информацией других предприятий. Получается своеобразный конкурс, проводится анализ конструкторского потенциала, производственных возможностей и испытательных моментов при отработке двигателей.

Второй момент. Точка на экваторе вращается со скоростью 0,5 км/с, и оттуда запуск происходит с меньшими затратами энергии. Наши российские космодромы относятся к северным космодромам, поэтому для преодоления земного притяжения требуется больше топлива. Следовательно, необходимо, чтобы двигатель был экономичным. Сегодня именно в России конструируют и производят самые экономичные двигатели. Наглядным пример этого - наши двигатели покупают американцы, которые пока еще не сумели создать аналога нашему РД-180 (разработчик НПО «Энергомаш» - холдинг, куда входит КБХА).

КБХА разработало, а ВМЗ изготавливал двигатель РД-0120 для многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Этот двигатель гораздо экономичнее, чем аналог из США, да и сами американцы признаются, что мы обогнали их лет на десять в разработке двигателей, а европейцев – на все пятнадцать.

Совсем недавно американский инженер и предприниматель Элон Маск заявил о возможности наступлении новой эры в освоении космоса - эры ракетоносителей многоразового использования, которая позволит сделать космические полеты гораздо дешевле. В перспективе планируется эксплуатация ракеты и двигателей до ста раз. Уже удалось обеспечить посадку ракеты «Фалкон».

В многоразовых полетах основой является двигатель, который способен выдержать такое количество нагрузок. Ведь во время работы создаётся температура до 4000 градусов, в то время как материалы способны выдержать температурную нагрузку до полутора тысяч градусов. Давление в двигателе доходит до 1000 атмосфер. Ну, и скорости, с которыми газ вылетает из двигателя, достигают 4 км/с. Создание многоразовых систем – перспективная, но сложнейшая задача, для решения которой потребуются очень серьёзные усилия.

- Что представляет собой коллектив КБХА?

- Конечно же, коллектив разработчиков ракетных двигателей - это особенный коллектив. Нам в 90-е гг. пришлось перейти на работу с конверсионной продукцией. Тогда мы столкнулись с разработкой гражданских товаров: это и мясомолочная промышленность, и энергетика, и нефть-газ. Когда мы по роду деятельности стали контактировать с нашими коллегами из разных отраслей, то увидели большую разницу в квалификации, методологии и общении.

Раньше мы принимали на работу выпускников авиационных вузов со всего Советского Союза (Харьковский институт, МАИ, МВТУ, Самарский авиаинститут, Ленинградский, Казанский и т.д.), и уровень у молодых специалистов всегда был высокий, это позволяло создавать разработки должного качества. А сегодня мы такой возможности практически лишены. В основном мы сегодня комплектуемся выпускниками ВГУ и ВГТУ.

В ВГТУ работает наша кафедра ракетных двигателей. Здесь созданы все условия для обучения в отрасли ракетостроения. Хочется отметить высокий уровень молодых специалистов из ВГУ. А вообще, мы всегда готовы помочь профессиональному развитию молодых специалистов.

- Какие проблемы перед предприятием стоят наиболее остро?

- Прежде всего, это кадровая проблема. Годы идут, мы стареем и нам нужна достойная смена. Сегодня у нас работают несколько династий (чему мы бесконечно рады), осуществляется целевой набор. На предприятии трудятся более 70 докторов и кандидатов наук. На базе КБХА имеется аспирантура, и я тоже осуществляю подготовку будущих кандидатов. Мы можем гордиться наличием Совета по защите диссертаций: и кандидатских, и докторских. Поэтому в научном плане у нас имеется все.

Однако молодежи тяжело начинать трудиться на предприятии, где низкая зарплата. Раньше к нам стремились специалисты, потому что у нас выделялись квартиры, еще масса льгот была. Теперь такой возможности нет.

Мы проводим своеобразную агитработу: ездим по школам, собираем выпускные классы и всё ребятам рассказываем, показываем фильмы, связанные деятельностью в нашей отрасли. Работает музей, который посещают гости Воронежа, жители города, школьники и студенты.

Но хотелось бы, чтобы романтика освоения космоса подкреплялась со стороны государства более достойным финансированием, другими мерами поддержки молодых рабочих и инженеров.

- Какой знаковый момент в истории КБХА вы могли бы назвать?

- Расскажу об одном переломном моменте, благодаря которому мы вырвались вперед в космической отрасли.  В середине ХХ в. в Америке космическими программами руководил знаменитый Вернер фон Браун, у него была большая команда специалистов, и они вели разработку на базе материалов, сделанных в Германии. Вернер фон Браун обещал, что хотя первый спутник запустили русские, первым человеком в космосе будет американец.

Но при разработке ракеты ученых США ожидали проблемы: двигатель буквально через несколько долей секунд после взлета разрушался.

У нас на КБХА были те же проблемы, связанные с термодинамикой горения. И советские специалисты нашли уникальный выход. Если бы наши разработчики начали лезть в агрегат - перекомпоновывать, переконструировать, это заняло бы месяцы труда. А мы нашли решение проблемы, не разбирая двигатель, в ходе наземных испытаний, и двигатель нормально заработал.

Благодаря этому успеху 12 апреля в космос полетел наш Ю.А. Гагарин. Американцы же лишь 5 мая смогли обеспечить полет человека, и то суборбитальный: их космический корабль, как снаряд по баллистической траектории, вылетел из одного пункта и приземлился в другой точке, не обогнув земного шара. Полноценный же космический полёт они смоги осуществить лишь через год.

- Какое место в мире занимает Россия по уровню развития производства реактивных двигателей и ракетостроения?

- Сейчас Россия - бесспорный лидер. Но если мы раньше смотрели на разработчиков других стран как на далеко идущих позади, то сегодня вынуждены констатировать их неумолимое приближение к нашему уровню. Перед нами встают все новые конструкторские, производственные и технические задачи, решение которых нужно находить незамедлительно. Нам не всегда это удается.

Пока еще наши двигатели самые экономичные, надежные и дешевые, но нас пытаются догнать другие. И есть риск того, что если мы не будем предлагать некоторых разработок, развиваться, то в ближайшее время растеряем преимущество.

Хочется отметить, что весь коллектив нашего предприятия - истинные патриоты Отечества, которые при малых зарплатах выкладываются полностью, стараются в производстве и разработках соответствовать мировому уровню и быть лучшими. Мы ставим перед собой сложные задачи, потому что конструкторский мозг обязан постоянно действовать и создавать что-то новое.

Записала Ирина Глушкова

Share/Save/Bookmark