Печать

2024-01-31 «Образование – не услуга, а благородная миссия и служение»


Выступление педагога из Воронежской области, члена КПРФ, директора Нововоронежского дома детского творчества  Г.А. Пегусовой на пресс-конференции, состоявшейся в ИА ТАСС 31 января и посвященной предложениям КПРФ в сфере науки и образования в рамках предвыборной кампании на выборах президента в марте 2024 года.

Программа КПРФ «Образование для всех» ставит одной из основных своих целей повышение статуса педагогов всех уровней, осознание обществом важности результатов педагогического труда. Если представители любой другой профессии видят результаты своего труда практически сразу, то результат учительского труда значительно отсрочен по времени. Но тем важнее его значение.

В условиях сегодняшней мощнейшей идеологической борьбы учитель превращается в фактор национальной безопасности. Какой лозунг будет превалировать в воспитании и образовании: "Раньше думай о Родине, а потом о себе" или "Оттянись со вкусом" – от этого зависит будущее страны. В СССР работал первый. Именно поэтому Брестская крепость вместо 8 часов (по плану Барбаросса") сопротивлялась 31 день, блокадный Ленинград – 900 дней и ночей, Воронеж – 212 суток. И таких примеров тысячи. В блокадном Ленинграде в институте Вавилова коллекцию зерновых не съели, хотя кому-то это сохранило бы жизнь, а наоборот, утепляли в неотапливаемом помещении. Всё это говорит о том, как важно правильно воспитывать  будущего гражданина. И главную роль играет здесь учитель, прежде всего истории, русского языка и литературы. То есть тот, кто воспитывает душу.

 

Коммунисты сегодня говорят о радикальном изменении идеологии образования: качественное образование для всех, а не только тех, кто учится в элитных школах. Сегодня педагогов катастрофически не хватает не только на селе, а даже в городе. Вдумайтесь только: некоторые учителя ведут до 9 предметов. Какое будет при этом качество преподавания? И решить эту проблему без повышения статуса учителя, без увеличения зарплаты невозможно. МРОТ сегодня 19 242 рубля, а учительская ставка 15 100. Стимулирующие выплаты - это мутная вода, которая не везде распределяется справедливо и не в каждом учреждении есть. Но важна не только материальная сторона. Государство должно постоянно подчёркивать значимость профессии учителя. Молодёжь, связывающая своё будущее с этой профессией, должна понимать, что работа с детьми - это не услуга, это служение, благородная миссия, которую ей доверяет государство, и поэтому это высокооплачиваемая и престижная работа.

Сегодня, когда попытки переписать историю проявляются с новой силой, это особенно важно. Можно ли было представить, что где-нибудь в Европе, где были уничтожены сотни тысяч евреев, будут говорить, что холокоста не было... Что войну против фашистской Германии выиграл Запад, а Советский Союз устоял только благодаря российским морозам. Вот чтобы всему этому противостоять, необходима очень грамотная работа учителей.

Испокон веков сильная Русь, а затем Россия и Советский Союз никогда не были нужны Западу. Кто только не пытался поставить нас на колени, но, по выражению нашего великого предка князя Александра Невского, "кто к нам с мечом приходил, тот от него и погибал". Однако, не сумев победить СССР во Второй Мировой войне, Запад разработал чудовищные планы уничтожения нашей страны изнутри, путем ее разложения, путем насаждения самого гнусного и низменного, высмеивания самого светлого и нравственного. Сегодня мы наблюдаем результаты этого плана в действии. Уже нет Советского Союза, пошлость и грязь вошли людям в души со страниц глянцевых журналов, Интернета и телевидения.

Кто, как не учитель словесности скажет о любви самыми возвышенными словами поэтов, а может быть, обсудит с подростками очередной фильм, вышедший на экраны, где любовь и похоть стали синонимами, и объяснит, что такая модель поведения неприемлема? Где, как не на уроках истории и литературы, говорить о добродетели, о совести, чести, семейных ценностях. Будет крепкой семья - значит, будет сильной наша страна.

Советская система образования всех ступеней выполняла, как минимум, три функции: социализации, воспитательную и интеллектуальную. Превращение образования в услугу привело к тому, что воспитательная функция начала просто исчезать. Именно поэтому стали возможны голые вечеринки, публикации о Зое Космодемьянской как о умалишённой, Сталин и Гитлер поставлены на одну ступень. Только с именем первого шли в атаку и умирали солдаты, а по приказу второго уничтожены миллионы людей, стерты с лица земли 1710 городов и 65 000 деревень.

Сегодня государство увидело весь ужас происходящего, но миллионы рублей, которые направлены на решение этой проблемы, не решат её с помощью лайков под фотографиями, фотоотчетов с выстраиванием детей в букву С накануне годовщины победы под Сталинградом. Академик Д.С. Лихачев говорил, что "если человек не любит тихие улочки своего маленького городка, то он не любит и Родину". А ведь именно учитель научит  любить её, и маленькую, и большую. Но любить - это не значит громко кричать об этом. Это значит, в трудный час встать на её защиту, как это сделали тысячи героев Великой Отечественной войны. В Семилукском районе нашей Воронежской области в 1942 году Прасковья Щеголева заплатила за жизнь спасённого ею лётчика жизнями пятерых своих детей, свекрови и её самой. Их сначала растерзали собаки, а потом их добили выстрелами, но они не склонились перед своими палачами. Такое воспитание было у советских людей.

В программе «Образование для всех» коммунисты говорят о необходимости дебюрократизации учительского труда. Сегодня развитие цифровизации превратило учителя в её заложника: электронный дневник, родительские чаты, регистрация на конкурсы и олимпиады, цифровые следы, которые надо оставить по каждому шагу своей, особенно воспитательной работы. Но вишенка на торте - это обязательная регистрация всех участников образовательного процесса в системе «Сферум» - информационно-коммуникационной образовательной платформе, где при нынешнем уровне развития хакерских технологий нет никакой гарантии сохранения конфиденциальности личной информации. Но при этом идет еженедельный мониторинг использования этой системы всеми участниками образовательного процесса. А это как раз то время, которое учитель мог бы тратить на своих учеников, на подготовку к урокам, на воспитание души. Эту ситуацию тоже надо менять в пользу живой творческой работы.

А закончить своё выступление хочу четверостишием Роберта Рождественского из стихотворения «Учителям».

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить земля,

Высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя».

Share/Save/Bookmark