КПРФ Новости Новости региона Выступление Смолина О.Н.

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2011-06-14


В Воронеже по инициативе фракции КПРФ в областной Думе и профсоюза работников образования состоялась встреча педагогов области с депутатом Госдумы от КПРФ, заместителем председателя комитета по образованию О.Н. Смолиным. Встреча вызвала огромный интерес – зал ДК профсоюзов был переполнен, люди стояли в проходах.

В своём выступлении О.Н. Смолин обсудил с педагогами проблемы российского образования, сопоставил два проекта Закона «Об образовании» – официальный и подготовленный КПРФ и движением «Образование для всех», предложил ряд мер, которые должны способствовать модернизации страны.

Интеллектуальная катастрофа

В начале 1990 годов Россия пережила интеллектуальную контрреволюцию. В чем она выразилась?

Мы недавно слышали по телевизору от Путина, что за последние 5 лет российский консолидированный бюджет в сфере образования увеличился в два раза. Это правда, но ровно на треть. Две другие трети: по данным Всемирного банка, финансирование народного образования в Советском Союзе в 1970 году от уровня ВВП составляло 7 процентов. И это при колоссальных военных расходах, социальных обязательствах государства, включая бесплатное жилье. В современной России финансирование образования составляет 3,5 процента, то есть вдвое  меньше, от валового внутреннего продукта, причём сам ВВП не достиг уровня 1990 г. К тому же, когда мы говорим о росте бюджета за 5 лет, мы должны считать и инфляцию, рост цен, который, по официальным данным, составил за эти годы порядка  50%..

Зарплата начинающего учителя  двадцать с небольшим лет тому назад была на уровне прожиточного минимума, сейчас прожиточный минимум в среднем по России 6350 руб., а заработная плата в детских школах искусств, по данным Минкультуры, 5600 руб. Минимальная заработная плата в России 4611 руб., на бездомную собаку в приюте выделяется  5340 руб. в месяц – на 700 руб. больше минимальной зарплаты.

Заработная плата профессора в советское время составляла 500 руб. – столько, сколько зарплата депутата Верховного Совета. Сейчас она меньше в 7 раз. И дело не в советской якобы уравниловке. Во всех развитых странах денежное содержание профессора приближается к зарплате парламентариев.

В советский период мы входили в тройку наиболее продвинутых стран по качеству образования. Последний доклад ООН дает нам 54-е место. Если будем продолжать в том же духе, скатимся во вторую сотню. В 2007 году наши социологи провели опрос по методике Евросоюза: так вот, 28 процентов российского населения согласились с тем, что Солнце — спутник Земли. Население страны просто возвращается в докоперниковскую эпоху. В 2011 году опрос повторили — на сей раз с таким утверждением согласились 32 процента. Как видите, прогресс — в обратную сторону — налицо. Интеллектуальная катастрофа в стране угрожает ее будущему.

Ключевым показателем развития считается не ВВП, который мы безуспешно удваивали, а индекс развития человеческого потенциала – образование, охрана здоровья, уровень благосостояния. В конце 80-х годов мы входили в десятку наиболее продвинутых стран. В 1992 г. занимали 34-е место, в 1999 – 55-е, дальше при нефтедолларовом дожде мы заняли 65-е место. То есть доходы, которые получала страна, бездарно проматывались, не вкладывались в человека.

Образование. Для всех?

В ответ на предложенный правительством и Минобрнауки законопроект «Об образовании» мы подготовили для всеобщего обсуждения альтернативный законопроект. Чем отличается наш законопроект от правительственного?

Законопроект, который предлагает Минобрнауки и на подготовку которого потрачено более миллиарда рублей, главным образом делит функции между управленцами.  Конечно, это тоже необходимо. Но всё-таки я уверен, что этот закон должен что-то давать образовательному сообществу. Министерский проект, несмотря на его размеры, можно было бы изложить в двух статьях: статья первая - Министерство образования и науки с разрешения Минфина может всё или почти всё, статья вторая – см. статью первую.

Всё сосредоточивается в руках исполнительной власти. Фурсенко свистели академики и членкоры большой Академии наук – единственный за триста лет случай – он уходить не собирается, мол, не вы меня поставили. Но важен и вопрос, кто будет министром после отставки одиозной фигуры. Если, скажем, Виктор Садовничий – это можно только приветствовать. Но есть и другие кандидаты, один из них – Дворкович, который предложил отменить студенческую стипендию.

Два законопроекта имеют разную идеологию. Официальный считает образование рыночной услугой. Мы предполагаем, что эта деятельность в основе своей – социальное служение. Министерский законопроект видит целью воспитание квалифицированного потребителя, как сказал сам Фурсенко. Мы предполагаем, что цель – всестороннее развитие личности. Мы полагаем, что рыночные механизмы могут использоваться как дополнительные, правительственный законопроект – как основные. Мы считаем, что новый закон не должен ухудшить положение ни одного участника образовательного процесса, правительственный ухудшает положение многих.  Мы считаем, что образование должно ориентироваться на фундаментальность, а не только на функциональную грамотность.

Из 44 позиций наша и правительства точка зрения по 8 совпадает, по 18 мы расходимся до противоположности, и еще по 18 мы пытаемся дать ответ на вопросы, которые волнуют образовательное сообщество и которые обходят авторы официального законопроекта.

Финансирование образования. Правительство молчит, мы предлагаем поднять финансирование до уровня 7% ВВП. Мы анализировали опыт других стран, и пришли к выводу: ни в одной стране, которая ведёт модернизацию, финансирования образования ниже 7% нет. Вот откуда эта цифра.

Налоговая политика. Я объехал в составе делегаций Госдумы много стран и не знаю другой такой страны, где образовательные учреждения пытались бы обложить налогами наравне с коммерческими структурами. Образование наравне с «Газпромом», больницы наравне с «Роснефтью», инвалидов наравне с «новыми русскими». Педуниверситет в Омске,  где я работаю профессором, является одним из крупнейших налогоплательщиков – больше, чем у промышленных предприятий.  Смешно, если бы не было так грустно. Если вузы облагаются такими налогами, они будут вынуждены повышать плату за обучение. Этого не было даже в 90-е годы. Мы требуем восстановить нормальное положение вещей.

Подушевое финансирование. Оно есть в разных странах, но нигде не является основным. У нас собираются доплачивать в Москве школам, у которых лучший результат по ЕГЭ. А вот в Британии доплачивают тем школам,  которые принимают к себе детей из малообеспеченных семей. У нас система образования становится всё более элитарной, а не эгалитарной, то есть обеспечивающей равные возможности. Почему все развитые страны стараются обеспечить равный доступ к образованию? Не потому, что их правители стали социалистами, а потому что понимают: другого пути для развития в условиях глобализации нет. Специалисты считают, что шанс войти в новую цивилизацию есть только у тех стран, в которых не менее 60% работников будут иметь высшее образование.

Мы предлагаем, чтобы не менее 30% финансирования образовательных учреждений шло  по смете независимо от количества учеников.

Соотношение бюджетного и внебюджетного образования. В мире есть два пути, по которому расширяют доступ к образованию. Путь первый – социальное государство. СССР – 100% студентов на бюджете, Германия – более 90%, Франция – более 80%. Путь второй – государства с либеральной экономикой. В них действуют программы образовательного кредитования. США – кредит выдаётся на 30 лет по ставке рефинансирования, равной ставке федеральной резервной системы – менее полпроцента годовых. В Белоруссии 51 процент студентов учится на бюджете, любой из оставшихся 49 может получить кредит по ставке 0,5 процента ставки рефинансирования центрального банка республики сроком на 20 лет. Мы предлагаем в законе установить подобный подход. Проект Минобрнауки относит этот вопрос к компетенции правительства. Но кто сможет получить кредит, если, по нашим оценкам, на это нужно не менее 85 миллиардов рублей, а в бюджете заложено 800 млн.?

Статус педагога. Нет страны, которая бы успешно осуществила модернизацию при нищем учителе. В России, по данным Росстата, заработная плата в образовании, включая зарплату профессоров вузов, во втором квартале 2011 года составляла 64% от средней по стране. В советское время зарплата директора школы была такой же, как у первого секретаря райкома. Это нормально: и то, и другое – высококвалифицированный управленческий труд. Моя мама – учительница – при приличном стаже получала зарплату в пять прожиточных минимумов. А сегодня в Голландии зарплата учителя с 15-летним стажем составляет 240 тысяч рублей (в пересчёте на нашу валюту), в США – 113 тысяч, а в России – 12 тысяч. Правительственный проект о зарплате учителей молчит. Мы предлагаем два положения: средняя ставка зарплаты педагога выше средней ставки зарплаты по народному хозяйству в школах в 1,25 раза, в техникумах в 1,5 раза, в вузах в 2 раза. Это придумано не нами, а предложено образовательным сообществом и на основе международного опыта. Второе положение. Более половины российских регионов обратились в Госдуму с предложением приравнять работников образования по пенсионному обеспечению к государственным служащим. Фракция КПРФ тоже вносила эти предложения, но каждый раз их отклоняло «единороссовское» большинство.

Я задавал вопрос Путину: почему в России разница в финансировании в расчёте на одного ученика в несколько раз: в одном регионе на ребёнка семь тысяч, в другом – 40 тысяч рублей. Не кажется ли вам, что право ребёнка на образование не должно зависеть от того, в каком регионе ему повезло или не повезло родиться? Ответ премьера: мы губернаторам деньги дали, а дальше пусть они сами решают, или ремонтировать школы, или повышать заработную плату учителя. Но у нас есть 114 статья Конституции, где написано, что федеральное правительство должно проводить единую социальную, в том числе и образовательную политику для всей страны. Правительство эту статью грубо нарушает. Далее я задавал вопрос: почему принято решение повысить зарплату только школьным учителям? Как быть с педагогами дошкольного, дополнительного образования? А как отнестись к тому, что Государственная Дума приняла бюджет, который гарантирует снижение зарплаты российских педагогов на протяжении пяти лет подряд? В 2009 и 2010 г.г. зарплату не повышали, в 2012-2013 гг. повышение тоже не планируется. В 2011 г. было заложено повышение на 6,5% с 1 июня, а инфляция, по официальным данным, 7,5%, рост прожиточного минимума составит 10-12%. Для того, чтобы осуществить повышение, требуется 45 миллиардов рублей – в бюджете дают 20, остальные должны находить субъекты Федерации, которые намного беднее. Поэтому я не поручусь, что все учителя получат прибавку, которая на самом деле является не повышением зарплаты, а неполной индексацией.

Статус студента. Правительственный законопроект молчит. Мы предлагаем:

- узаконить    не только академические, но и социальные стипендии;

- социальные стипендии установить на уровне прожиточного минимума;

- академическую стипендию для хорошо успевающего студента вуза установить, как было 25 лет назад, на уровне 80% от прожиточного минимума. Когда мы говорим, что студенты плохо учатся, тут масса причин, но низкая стипендия – одна из главных. И раньше студент почти всегда подрабатывал, но ему хватало времени на учёбу, сегодня он вынужден работать и в свободное время подучиваться. Какое может быть качество образования?

Сельская школа. За годы реформ Россия потеряла около 19 тысяч сельских школ. Причем большинство не в 90-е, а в тучные 2000-е годы. Да, количество детей  сократилось. Но мы уже наступили на эти грабли по детским садам. Детей было мало, и садики отдали коммерческим структурам. Сейчас в очереди – 1 млн. 700 тысяч детей.

Ушла школа – ушло село. Ушло село – это вопрос национальной безопасности. И если мы очищаем огромные территории, рано или поздно они будут заняты соседними народами. Я в целом поддерживаю предложение Владимира Путина о том, чтобы вместо закрытия сельской школы обеспечить детям за счет дистанционных электронных технологий возможность обучаться у лучших педагогов.

Мы предлагаем финансирование сельской школы сделать независимым от числа учеников. Предлагаем, чтобы не только закрытие, но и реорганизация сельской школы была возможной только с согласия схода граждан.

Мы предлагаем восстановить льготы сельским учителям. Монетизация коммунальных льгот неприемлема потому, что индексировать выплаты будут по средней инфляции, а тарифы на коммунальные услуги растут значительно быстрее. Мы в нашем законопроекте прописали для сельских педагогов бесплатное жильё, отопление и освещение.

ЕГЭ. Правительство предлагает сохранить его как обязательный, мы предлагаем сделать добровольным. Мы считаем, что ЕГЭ мешает развивать, или, по крайней мере, не помогает развитию творческих способностей детей. Когда я впервые увидел вопросы по литературе, это был шок: какого цвета было платье у Татьяны Лариной, какого цвета была лошадь Вронского. Сейчас вопросы усовершенствовали, но суть не изменилась. Приводится, скажем, стихотворение Есенина. Какой он в нём применил художественный приём? Я бы современную литературу в форме ЕГЭ, скорее всего бы не сдал. Но я готов поспорить, что оказался бы лучше современных выпускников по части знания стихов, умения анализировать тексты. Литература – это самое мощное средство нравственного воспитания, развития мышления, а её сводят к формальным приёмам. В США 4 млрд. долларов потратили на свёртывание тестирования. Обаме объяснили, что если этого не сделать, нормальные американцы превратятся в задорновских.  Зачем же нормальных русских превращать в задорновских американцев? Совсем ЕГЭ отменять не надо – для определённой категории ребят из села, небольших городов он действительно открывает новые возможности в получении образования. В общем, должен действовать принцип «не навреди» в отношении всех участников образовательного процесса.

Образовательные стандарты. В качестве обязательных для изучения предметов вообще хотели предложить ОБЖ, физкультуру, «Россию в мире» и индивидуальный проект. Отступили, потому что за один день пришло 24 тысячи подписей против этого абсурда.  Появились новые версии стандартов, предложенные российской академией образования. Мы требуем, чтобы стандарты были прописаны в законе «Об образовании»

Дополнительное образование. С 1996 года мы пытаемся принять закон о нём. Но получили вето президента, а затем «Единая Россия» сняла его с рассмотрения. В нашем альтернативном законопроекте записано: учреждения дополнительного образования приравниваются к учреждениям, реализующим программы основного образования. Педагоги дополнительного образования по зарплате также приравниваются к учителям школ.

Наконец, мы требуем восстановить общероссийский образовательный канал, предоставить льготы тем каналам, которые будут транслировать образовательные программы. Проект Минобрнауки об этом молчит.

Болонский процесс.

В этом году большинство студентов будут учиться на год меньше, кроме того, бакалаврская программа содержит на 20% меньше знаний по специальности. Итого – бакалавр будет на 40% менее образованным, чем специалист. Мы предлагаем на добровольной основе право выбора между программами, что полностью соответствует духу болонской декларации, предполагающей расширение автономии вузов. Вузы не глупее министерских чиновников и понимают, что им полезнее.

Цели вхождения в болонский процесс провозглашались благие: обеспечить выпускникам возможность работать в любой стране. Но с высоким уровнем образования и так наши учёные, не востребованные в родной стране, трудятся по всему Западу. Не случайно один из рабочих языков в Силиконовой долине США – русский. А  некачественным образованием, кем бы выпускники ни назывались, им придётся работать в лучшем случае лаборантами.

Как голосуем, так и живём

Фракция КПРФ последовательно отстаивает интересы образовательного сообщества. Мы не молчим – только в моей информационной базе 119 законопроектов. Но беда в том, что расстановка сил в Думе не соответствует интересам большинства населения.

Вот несколько примеров.

Закон о ЕГЭ. «Единая Россия» и ЛДПР голосуют за 100%, «Справедливая Россия» - за 71%, КПРФ – против 100%.

Закон о принудительной бакалавризации всей страны.  «Единая Россия» - за 96%.  КПРФ – против 100%.

Повышение зарплаты педагогам на 30%. Компартия – за 100%, «Справедливая Россия» -29%, «Единая Россия» - 0, ЛДПР – 0.

Выплата за классное руководство. Мы предлагали её увеличить с тысячи до двух тысяч.

За: Компартия - 100%, «Справедливая Россия» - 58%, «Единая Россия» - 0, ЛДПР – 0.

И так – по остальным вопросам.

Поэтому гражданин должен думать, как та или иная партия, фракция  голосует, а не как она любит его по телевизору перед выборами. Полезно вспомнить, что в России бюджетников, большинство которых составляют педагоги и медработники, насчитывается около 15 млн., а с членами семей – около 45 млн. Интересно, как и сколько ещё нужно учить людей, чтобы они не выбирали себе парламент по принципу: чем хуже партия – за народ, тем лучше народ – за партию?

Социологические опросы показывают, что соотношение сил в новой Государственной Думе изменится, и общими силами мы должны этого добиться.

В ХХI веке невозможно повторить модернизацию по Петру I и по Сталину, основанную на вовлечении новых ресурсов. Сегодня модернизация может базироваться только на развитии человеческого потенциала. Все серьёзные экономисты говорят, что именно образование является его ключевой частью. Я считаю, что если наше образовательное сообщество сплотится вокруг поддержки законопроекта КПРФ, мы будем иметь реальный шанс изменить курс образовательной политики, а значит, создать предпосылки для проведения модернизации.

Диалог

Более часа депутат-коммунист отвечал на многочисленные вопросы педагогов, студентов, аспирантов. На вопрос о сокращении числа бюджетных мест в аспирантуре он ответил, что это будет означать расширение платной аспирантуры и закроет доступ талантливым ребятам из малообеспеченных семей, поэтому неприемлемо. Стипендия аспирантов, согласно законопроекту КПРФ  – два прожиточных минимума. Призыв аспирантов в армию недопустим.

На вопрос о навязывании религиозного образования О.Н. Смолин обратился к конституционному принципу – школа отделена от церкви. Конфессии вправе создавать собственные учебные заведения для преподавания соответствующих вероучений. В государственных и муниципальных школах религиозные дисциплины могут изучаться с согласия родителей в качестве факультатива. Но школе нужна в первую очередь не религиозная или светская этика, а русская литература с её громадным воспитательным значением. Не сокращайте часы на литературу, и с нравственным воспитанием будет всё в порядке.

Предложение вернуться к принципу распределения  молодых специалистов, по мнению О.Н. Смолина, должен соотноситься с созданием для них достойных условий жизни и соответствующего уровня заработной платы.

На вопрос об отношении к ювенальной юстиции и паспортам здоровья, под видом которых могут собираться конфиденциальные данные о школьнике и его семье, депутат-коммунист отметил, что КПРФ категорически против подобных новаций. Под давлением общественности введение ювенальных технологий пока отменено.

Завершилась встреча выступлением руководителя областного управления образования О.Н. Мосолова, который, по сути, поддержал позицию О.Н. Смолина.

После окончания совещания О.Н. Смолин встретился с губернатором области А.В. Гордеевым и профессорско-преподавательским составом пединститута.

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 267 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 17004992




Введите Ваш E-mail: